|
Пусть к Вишну идет (этот) гимн-молитва,
К поселившемуся в горах, далеко шагающему быку,
Который это обширное, протянувшееся общее жилище
Измерил один тремя шагами.
(Он тот,) три следа которого, полные меда,
Неиссякающие, опьяняются по своему обычаю,
Кто триедино землю и небо
Один поддерживал — все существа…
Третье ведийское божество, которому приписывается сотворение и упорядочение
мира, — это Сома. «Ригведа» называет его господином неба, царем мира и богом
над всеми богами. Сома породил небо (вместе с тем он — дитя неба) и землю, он
находится над всеми мирами, заставляет сиять солнце, повелевает законом,
приносит богатство и счастье; иногда не Индру, а Сому именуют «убийцей Вритры».
В отдельных гимнах творцами мира называются плотник и кузнец Вишвакарман,
«творец всего», и мастер Тваштар.
В поздней X мандале «Ригведы», космогонической по своему содержанию, приводится
еще один миф о творении, который с полным основанием можно назвать философским:
Было не было и Небыло тоже
не было неба ни пространства ниже
и что же сновалось и кем хранимо
и где бучалы и какие воды.
Не было смерти и бессмертья тоже
не было различий ни дня ни ночи
не дыша дышало своим законом
нечто единое ничто иное.
Тьма сокрыта тьмою была вначале
неразличимая была пучина
нечто в ничто сокровенное было
это единое теплом зачато.
Вначале этого желанье было
из первейших первое семя мысли
откуда бывшее в небывшем стало
ясно мудрым вопрошающим в сердце.
Светлый повод поперек натянувши
низ ли мудрые разлучили с верхом
оплодотворенье и растяженье
внизу стремленье наслажденье сверху.
«Этот знаменитый космогонический гимн, — писала Т. Я. Елизаренкова, — автор
которого ставит вопрос о происхождении бытия из небытия, считая этот
мистический процесс непознаваемым.
В гимне описываются последовательные стадии возникновения мира. Вначале не
существовало дихотомии: Было-Небыло, смерть — бессмертие; существовало нечто
единое, бытие в небытии, порожденное космическим теплом (тапас); жизнь
зародилась как семя мысли; нечто единое делится на два начала, выступающие как
участники оплодотворения; начало мироздания непознаваемо, и появление богов
вторично; если и существует всехранитель мироздания, то неизвестно, посвящен ли
он в тайну бытия».
Наконец, последний из мифов творения, встречающихся в «Ригведе» (он повторяется
и в «Атхарваведе»), — это миф о принесении в жертву первосущества и создании
|
|