|
добрался до храма, он увидел монаха и спросил:
— Здесь живет священник по имени Като Саэмон? Я его маленький сын, и моя
добродетельная мать ожидает его в долине внизу. Пять лет мы его искали, и
любовь в наших сердцах поможет нам его найти.
Священник, а это был не кто иной, как Саэмон, так обратился к своему
сыну:
— Мне жаль, что ваше путешествие оказалось напрасным, потому что в этом
храме нет человека по имени Като Саэмон.
Саэмон говорил холодно, но в его душе происходила борьба между
преданностью вере и любовью к сыну. Однако, зная, что он оставил жену и сына
хорошо обеспеченными, он выбрал учение Будды и подавил свои отцовские чувства.
Но Исидомаро не был удовлетворен полученным ответом, так как в глубине
души чувствовал, что священник этот — его отец, поэтому он обратился к нему еще
раз:
— Добрый господин, у меня на левом веке родинка, и моя мама говорила мне,
что у моего отца есть такая же родинка, и я могу по ней узнать его. У вас такая
же родинка, и своим сердцем я чувствую, что вы мой отец.
Сказав это, мальчик горько заплакал, потянувшись к рукам, которые никогда
не ласкали и не утешали этого несчастного малыша.
Это снова всколыхнуло отцовские чувства Саэмон, но, сделав над собой
усилие, он сумел скрыть их и сказал:
— Родимое пятно, о котором ты говоришь, встречается очень часто. Я не
твой отец. Лучше перестань плакать и поищи его где-нибудь еще.
С этими словами он оставил мальчика и отправился на вечернюю службу.
Саэмон остался жить в храме. Он обрел мир в служении великому Будде, и
его больше не беспокоило, что стало с его женой и сыном.
Сэннин
Сэннин — это горные отшельники, и о них существует много легенд. Хотя у
них человеческий облик, в то же время они бессмертны и искусны в магии. Первым
великим японским сэннином был Ёсё, родившийся в Ното в 870 г. н. э. Как раз
перед его рождением мать Ёсё увидела во сне, что проглотила солнце, — это был
сон, предсказывавший чудесную силу ее дитя. Ёсё был прилежным и набожным и
проводил время, изучая буддийскую сутру «Лотос благого Закона». Он жил очень
скромно, в день съедал одно зернышко проса. Он покинул землю в 901 г. н. э.,
достигнув сверхъестественной силы. Ёсё оставил свои одежды на ветке дерева
вместе со свитком, где были такие слова: «Я завещаю одежды монаху Эммэй из
буддийского храма Догэндзи». В положенное время Эммэй стал сэннином и, подобно
учителю, смог совершать чудеса. Вскоре после исчезновения Ёсё его отец серьезно
заболел и горячо молился о том, чтобы еще раз увидеть любимого сына. В ответ на
его молитвы над головой прозвучал голос Ёсё, читающий сутру «Лотос благого
Закона». Когда он закончил читать, то сказал потрясенному отцу:
— Если восемнадцатого числа каждого месяца будут принесены цветы и
воскурены благовония, мой дух спустится, чтобы приветствовать тебя,
привлеченный запахом цветов и голубым дымком благовоний.
Сэннин в искусстве
Изображения сэннин можно часто встретить в японском искусстве. Это Тёкоро,
выпускающий коня из своей гигантской тыквы; Гама с волшебной жабой; Тэккай,
выдувающий свою душу в космос; Роко, балансирующий на летающей черепахе; и Кумэ,
упавший с небесной колесницы, потому что, вопреки своему божественному
предназначению, влюбился в образ прекрасной девушки, отраженной в потоке воды.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ДУХИ
Глава 1 СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА И ЯВЛЕНИЯ
Дракон. — Каппа. — Обещание каппа. — Тэнгу. — Приключения Киути
Хэйдзаэмон. — Тобикава притворяется тэнгу. — Горная женщина и горный мужчина. —
Юкки-Онна, Снежная Госпожа. — Снежная Невеста. — Призрачная гостья Кудзаэмона.
— Баку. — Белое сакэ сёдзё. — Таинственный свет. — Огненный шар. —
Привидения-борцы. — Безухий Хоити. — Пожиратель трупов. — Мать-привидение. —
Футон Тоттори. — Проверка любви. — Как старик избавился от бородавки.
Дракон
Дракон, без сомнения, самое известное из мифических животных, тесно
связанное с японской мифологией, хотя и китайского происхождения. Это существо
живет в основном в океане, в реках или в озерах, но умеет летать и имеет власть
над тучами и бурями. Драконы Японии и Китая очень похожи, если не считать того,
что у японского дракона три когтя, а у китайского дракона пять. Говорили, что
китайский император Яо, который правил в двадцать втором веке до нашей эры, —
сын дракона, и многие правители назывались метафорически «драконоликими». У
дракона голова верблюда, рога оленя, глаза зайца, чешуя карпа, лапы тигра и
когти, напоминающие когти орла. Кроме того, у него есть усы, яркий драгоценный
камень под подбородком и гребень на макушке, позволяющий ему подниматься на
небо, когда он этого захочет. Это общее описание, и оно неприложимо к тем
драконам, у которых головы могут быть такими фантастическими, что не поддаются
никакому описанию. Дыхание дракона превращается в облака, из которых идет или
дождь, или огонь. Драконы могут расширять и сжимать свое тело, умеют изменяться
и становиться невидимыми. Как в китайской, так и в японской мифологии дракон
связан со стихией воды, как мы это уже видим в историях об Урасима Таро,
императрице Дзингу и в приключениях Хоори-но микото.
Дракон — один из знаков зодиака, и в древней китайской концепции мира
обитаемая земля окружена четырьмя морями, которые управляются четырьмя
драконами. Дракон Неба управляет дворцами богов, Дракон Воздуха управляет
|
|