|
и их тела украшены рисунками. Размеры и место рисунков определяют разницу в
положении. Они пользуются розовым и алым, чтобы раскрасить свои тела, подобно
тому, как в Китае пользуются рисовой пудрой».
К концу I в. некоторые кланы на Кюсю, добившись превосходства над
соседями или объединившись с ними, начали распространять свою власть на восток
и, продвигаясь вдоль побережья Внутреннего моря, достигли провинции Ямато
(центральная часть острова Хонсю), где создали централизованное государство;
они постепенно распространяли свою власть, насколько было возможно, во всех
направлениях. К началу VII в. в Ямато было создано государство, которое в
определенной степени контролировало запад и центр Японии, а также север и
восток, вплоть до современного города Сэндай. «Создаются министерства, — писал
А.Н. Мещеряков, — аристократы становятся чиновниками, народ начинает платить
регулярные налоги. Отдавая себе отчет в том, что она создает политическую
систему, основанную на новых принципах, правящая элита решила также сменить
название государства, во главе которого она стояла. Если до VIII в. японцы
называли свою страну Ямато, то в 702 г. мы впервые встречаемся с топонимом
„Присолнечная страна“. Именно так назвал свою страну Авата-но Махито,
отправленный послом в танский Китай и произведший там большое впечатление своей
образованностью. Китайская хроника отмечала: „Япония — другое название Ямато.
Эта страна находится там, где восходит солнце, и поэтому ей дали название
Япония“».[2]
Поход императора Дзимму на восток.
Точная дата возникновения государства Ямато неизвестна. Племена
соединялись и распадались, пока не произошло их объединение под главенством
наиболее сильного. Вождь победившего клана стал верховным правителем, ему
воздавали почести как прямому потомку богини солнца — Аматэрасу. Постепенно
культ этой богини возобладал над местными культами и распространился на всю
территорию Ямато, а верховный правитель и потомок богини в конце VII в. принял
вместо прежнего титула «оокими» («великий господин») заимствованный из даосской
философии титул «тэнно» (кит. тяньхуан) — то есть «небесный император». Знаки
императорской власти — зеркало, меч и яшмовая печать (первоначально магатама —
пластина из полудрагоценного камня в форме запятой) — также напоминали
подданным о небесном происхождении их правителя. Согласно мифу, богиня
Аматэрасу надела магатама, чтобы доказать чистоту своих намерений богу Сусаноо,
с которым спорила; бронзовым зеркалом Аматэрасу выманивали из пещеры, куда
богиня укрылась от оскорблений; меч же бог Сусаноо, брат Аматэрасу, извлек из
хвоста побежденного им змея и преподнес сестре. Когда потомок Аматэрасу, бог
Хикохо-но-ниниги-но микото (или Ниниги — Юноша-Бог Изобилия Рисовых Колосьев),
спустился на землю к людям, дабы править ими, богиня вручила ему эти три
предмета, и с тех пор они считаются священными регалиями императорского дома.
Ключевой фигурой японской мифопоэтической традиции является Камуямато
Иварэбико Хоходэми-но Сумэрами-кото, внук Юноши-Бога Изобилия Рисовых Колосьев.
На нем завершился миф и с него началась священная история Срединной Страны
Тростниковой Равнины, то есть Японии, а также и собственно история, ибо он стал
первоимператором (называется даже год его вступления на престол — 660 г. до н.
э.) и прославился под своим посмертным именем Дзимму.
Упомянутые выше, а также и многие другие мифы были записаны в начале
VIII в. в сводах «Кодзики» («Записки о деяниях древности», 712 г.) и «Нихон
секи» («Анналы Японии», 720 г.) по прямому указанию императрицы Гэммэй.
«Кодзики» составил придворный историограф Оно Ясумаро, обобщивший мифы, древние
предания, сказки и песни и изложивший историю Японии с момента сотворения мира
до начала VII в. Над «Нихон секи» трудилась целая коллегия под началом принца
Тонэри; «Анналы» начинались с того же мифа о сотворении мира и завершались
изложением исторических событий 679 г. Принято считать, что оба этих свода были
составлены, дабы обосновать легитимность власти правящего страной рода; как
писал В.Н. Горегляд, в обеих книгах «четко проведена идея наследственной
преемственности от первобогов-сотворителей мира к небесным богам, от них к
богам земным, а от земных богов к царям Ямато, далеким предкам нынешних
японских императоров». Кроме того, оба свода сводили воедино мифологические
представления различных племен, входивших в состав государства Ямато. «Едва ли
не главным средством формирования общегосударственной версии мифа являлось
установление родственных отношений между богами, принадлежащими к разным
традициям. Получается, что известный нам сегодня „японский миф“ представляет
собой продукт волевой деятельности правящей элиты. Тем не менее, эти мифы
оказали очень большое влияние на формирование японского менталитета»
(Мещеряков).
Помимо «Кодзики» и «Нихон секи» (или, как их еще называют, «Нихонги»)
известны и другие сборники мифов и преданий — «Кого сюи» («Собрание упущенных
прежде древних речений», начало IX в.), «Энгисики» («Установления годов Энги»,
927 г.), а также многочисленные фудоки — естественно-географические и
этнографические описания провинций. Однако в них история возвышения и
обожествления правящего рода Ямато представлена не столь подробно,
неразрывность императорской династии не подчеркивается, поэтому они признаются
«второстепенными» рядом с «Кодзики» — священной книгой национальной японской
религии синто («путь богов»).
Обычно мифы, включенные в «Кодзики» и «Нихон секи», делят на три основных
группы. Первую группу составляют мифы о разделении Неба и Земли, появлении
|
|