|
абрикосов в связках, принести винограда в гроздьях. Подслушал слова Утту Энки и
повелел он садовнику грозно принести ему, а не Утту, побольше огурцов спелых и
самых лучших абрикосов в связках, и янтарного винограда в гроздьях. Получив
дары эти, подвел себе глаза Энки зеленым цветом, взял свой дорожный посох и
направился к дому Утту.
Постучал он в двери дома, прося открыть их, притворившись, что идет садовник.
Утту двери распахнула и, всплеснув восторженно руками, взяла у него огурцы
спелые, абрикосы в связках, виноград в гроздьях. Опьянел от радости Энки при
виде Утту и, бросившись к ней, поцелуями её осыпал. И возлег с нею Энки, чтобы
приняла она его семя. Но тут Нинхурсаг появилась. Собрала она семя Энки и из
него восемь трав взрастила. Поднялись эти травы в скором времени — и лесная, и
медовая, и садовая, и семенная, и колючая, и густая, и высокая, и целебная.
Увидев растения, Энки удивился и стал спрашивать своего советчика, отчего они
выросли. Тот начал срезать траву одну за другой и передавать их Энки. И брал
Энки растения с радостью и поедал их, решая судьбу каждого.
Обнаружила Нинхурсаг, что съел Энки все восемь растений и в ярости прокляла его,
прокричав: "Глаза мои его больше не увидят", и покинула Дильмун.
И почувствовал Энки боль. Страшно мучился Энки, как роженица мучился он [7]. И
вместе с ним, ему соболезнуя, страдал весь мир, страдало в нем все живущее.
Никто не мог помочь Энки, кроме Нинхурсаг. Послал за ней Энки всех зверей, но
никто не мог её отыскать. Страдания Энки возрастали, мир неотвратимо шел к
гибели. Тогда лиса, самая ловкая из зверей, обратилась к Энки:
— Если я верну тебе Нинхурсаг, чем ты меня наградишь?
— Если вернешь Нинхурсаг, дерево я для тебя посажу, имя твое я прославлю, —
отозвался Энки.
И лиса почистила свою шкурку, облизала волоски, хвост распушила, румяна на
мордочку наложила, понеслась она к Нинхурсаг и сумела её вернуть в Дильмун.
Посадила Нинхурсаг страдальца на свое лоно и стала спрашивать:
— Что болит у тебя, мой возлюбленный супруг?
И каждый раз, когда отвечал Энки, помогала она появиться на свет целителю,
изгоняющему из тела несчастного очередную хворь. Первым по слову матери земли
рожден Абау [8], отец растений, и прошла макушка у Энки. А затем один за другим
появились и владыка волос, излечивший нестерпимо болевшие корни волос, и богиня,
излечившая нос, рот, горло, руки, ребро [9], и владыка доброго бока Эншаг [10].
Исцелив Энки, обратилась к нему Нинхурсаг:
— Определи судьбы порожденным мной крошкам.
И определил Энки каждому из новорожденных божеств его назначение. И стал с
этого времени господином Дильмуна последний из рожденных богов Эншаг. Когда же
по воле богов произошел потоп, на Дильмуне был поселен благочестивый старец
Зиусудра, которому была дарована вечная жизнь.
1. Представление о стране вечной жизни и вечного счастья присуще многим народам.
У древних евреев это Эдем, у древних греков — Острова блаженных. Но Дильмун,
встающий из шумерских мифов, — древнейшая из стран, когда-либо созданных
человеческой фантазией. Творцы этого мифа, датируемого концом III тыс. до н. э.,
описывая сказочную страну Дильмун, лишили её всего, что делало горькой и
трудной земную жизнь. Дильмун — это "страна наоборот", где нет болезней и
смерти, жестокости и насилия, где вдоволь влаги и зелени. Если здесь может
произойти трагедия, как это случилось с богом Энки, то она имеет счастливый
конец. Современные ученые отождествляют страну Дильмун с Бахрейнскими островами
в Персидском заливе.
2. Нинсикила ("Госпожа чистоты", "Госпожа девственница") — по справедливому
мнению В.К. Афанасьевой, один из эпитетов супруги Энки, которая в дальнейшем
фигурирует под своим основным именем — Нинхурсаг, поскольку перестала быть
девственницей (Афанасьева, 1997, 478).
3. Толкование текста, характеризующего наступившие в Дильмуне изменения, дано Г.
Комороци, пользовавшимся помимо таблички с шумерским эпосом "Энки и Нинхурсаг"
также табличкой из Ура (Комороци, 1976, 5 и сл.). Исследователь полагает, что
страну Тукриш следует искать к востоку от Двуречья и, скорее всего, это
территория современного Афганистана. Страна Мелухха — видимо, Индия.
4. Нинхурсаг ("Госпожа горы Хурсаг") супруга Энки, фигурирующая в приводимом
мифе под этим именем, хотя получила она его после того, как восхищенный её
мужеством сын посвящает ей созданную гору Хурсаг.
5. Нинсар ("Госпожа произрастание") — одно из шумерских женских божеств
растительности.
6. Нинкур — одно из божеств растительности, не получившее развития в мифологии
шумеров.
7. Видимо, эта деталь — свидетельство существования у шумеров известного из
этнографии обычая кувада, согласно которому символические роды принимались у
отца, воспринимавшегося как истинный родитель.
8. Абау ("Отец растений") — божество, отождествлявшееся с Нинуртой ("Господином
Земли"), сыном Энлиля, покровителем растений, плодородия земли, домашнего скота
и рыболовства.
9. Полагают, что библейский рассказ о сотворении женщины из ребра первого
человека обязан своим появлением этой детали шумерского мифа о рождении Нинти —
"Владычицы жизни" и "Владычицы ребра".
10. Эншаг ("Господин бок") — бог-покровитель Дильмуна, функции которого неясны.
|
|