|
а работы по дереву — Нинмуду. Энки обучил женщин сучить из шерсти овец нить и
сплетать её в ткань, поручив наблюдать за их трудом богине ткачества Утту.
Заметив, что люди усерднее ухаживают за тем, что принадлежит им, Энки провел
между участками земледельцев межи, наметил границы между городами.
В стране между двумя реками не было металлов, необходимых для изготовления
орудий труда и оружия, а также любимые смертными мужами и женами украшения. Но
Энки было известно, что золото, серебро и медь имеются в изобилии в стране
Мелухха, куда можно добраться морем. Он показал путь в эту страну, где можно
было обменять зерно и плоды садов на металлы.
Энки создал город Эриду, подняв в него пресные воды из подвластного ему
подземного пресного океана.
Чтобы люди не были похожи на зверей, Энки создал установления и записал их на
скрижалях. Люди должны были их чтить, но он удержал скрижали у себя, чтобы люди
не возвысились и не были, как боги [3].
1. Создание культуры шумерский миф приписал владыке подземного пресноводного
океана Энки. Это естественно для народа, обитавшего в граничащем с пустынями
Двуречье, где пресная вода — основа хозяйственной деятельности, и прежде всего
земледелия и скотоводства.
2. Нанше — богиня, связанная с предсказаниями, особенно толкованиями снов. Она
считалась дочерью то Энлиля, то Энки — и в этом случае сестрой Нингирсы и
Нисабы (Нидабы). Ей поклонялись во многих городах Шумера, но главный центр её
почитания располагался в окрестностях Лагаша. Она мыслилась его
покровительницей и даже основательницей династии его царей, среди которых и
носивший её имя Ур-нанше. Связана она была и с Эриду, городом вод, каналов и,
следовательно, мудрости. То, что в её имя входил знак рыбы, делает понятным,
почему ей поручено море.
3. Божественные установления ("сути"), записанные Энки, известны шумерам под
именем «ме». Один из шумерских поэтов перечислил сто «ме». Из шумерских слов,
их обозначающих, пока понятны лишь шестьдесят: верховная власть, власть богов,
корона, скипетр, царская власть, истина, нисхождение в подземное царство, потоп,
оружие, ужас, раздор, мир, победа и др. Мысль о том, что любой вещи или
явлению в жизни соответствует идея (или слово), находящаяся во власти богов,
впоследствии была развита греческим философом Платоном.
Обладание «ме», согласно верованиям шумеров, означало пользование всей полнотой
власти. Боги вели между собою борьбу за обладание божественным знанием.
Энки и Нинхурсаг
(Миф шумеров)
Еще до того, как боги разделили между собой первозданную землю, была страна
Дильмун, окруженная свинцовыми водами бездны.
Не было в этой стране слышно ни карканья воронов, ни пронзительного крика
зловещей птицы, вестницы смерти, не крался на мягких лапах свирепый лев, чтобы
схватить ягненка, и собаке не от кого было стеречь козлят, не склевывали птицы
рассыпанных на крыше зерен, не знали люди ни болезней, ни старости, ни звучал
погребальный плач за городской стеной [1].
Подарил эту землю Энки непорочной Нинсикиле [2].
Возлег он с ней в Дильмуне на ложе. И говорит она ему:
— Вот дал ты мне землю, как брачный дар, а что мне в этом даре? Ведь нет здесь
воды в каналах, в колодцах же вода горька. Не растут на полях злаки и не
пристают к берегам корабли.
И как только поднялся над горизонтом Уту, Энки открыл уста земли и выбил через
них пресную воду. Стала страна Дильмун садом, светлым и чистым. И превратились
безжизненные пески в изумрудные поля, перемежающиеся цветущими лугами. Выросли
кусты и деревья. На них появились и запели сладкоголосые птицы.
И стал Дильмун пристанью, домом прибрежным Шумера. И прислала страна Тукриш
золото из Харали и блестящий лазурит, страна Мелухха — желанный сердолик и
отличное дерево, страна Махаши — горный хрусталь, страна Маган крепкую медь,
твердый диорит, Заморская страна — эбеновое дерево, Страна шатров — шерсть
тончайшую. И все это украсило Ур, сияющий город, святилище, храм царства [3].
И осталась довольна Нинсикила (имя её теперь Нинхурсаг) [4]. И приняла она семя
Энки. И каждый день её — словно месяц, девять дней её девять месяцев
материнства. Словно по маслу, словно по нежнейшему маслу родила матерь страны
госпожу-растение Нинсар [5], и на берегах реки взрастила её. Увидел Энки Нинсар
и затаился в болотах, прельстившись её зеленеющей красотой. Выйдя на берег, он
познал Нинсар, и приняла она его семя. Каждый день её — словно месяц, девять
дней её — девять месяцев материнства. Словно по маслу, словно по нежнейшему
маслу родила Нинсар дочь Нинкур [6] и на берегах реки взрастила её. Увидел Энки
Нинкур, и затаился в болотах, прельстившись её юной красотой. Выйдя на берег,
он познал Нинкур, и приняла она его семя. Каждый день её — словно месяц, девять
дней её — девять месяцев материнства. Словно по маслу, словно по нежнейшему
маслу родила Нинкур Утту.
Приглянулась Энки и Утту. Поняла это матерь страны и обратилась к неопытной
Утту:
— Затаился некто в болотах, в болотах он затаился, но совет тебе дам я полезный,
моего ты совета послушай.
И дала матерь страны совет Утту, и послушалась девочка её совета.
Обратилась к садовнику Утту, повелев принести ей спелых огурцов, принести
|
|