|
И говорит Камрушепа богам:
— Идите, о боги, к Хапантали [9], что пасет овец бога Солнца, отберите
двенадцать баранов [10], я же возьму зерна Телепина и магией воздействую я на
него. Вот беру я сито с тысячью отверстий и рассеиваю зерно его, а баранов
Хапантали обжаривает со всех сторон для Телепина. А затем забираю я у Телепина
из тела зло его, забираю его неистовство, забираю гнев его, забираю ярость его.
Разгневан Телепин, и сердце его и душа его сжаты, словно солома в скирдах. Как
сгорает эта солома, так да сгорит гнев, злость, неистовство Телепина, и как
истощен солод, так что не несут его в поле и не используют его как семя и не
выпекают из него хлеб, так да истощатся неистовство, злость, ярость Телепина.
Разгневан Телепин, душа его и сердце его — пылающий огонь, но как угасает этот
огонь, так да угаснут гнев, неистовство, ярость Телепина.
Оставь, о Телепин, гнев, оставь неистовство, оставь ярость. Как вода в желобах
не возвращается назад, так да не изольется больше неистовство Телепина.
Сошлись боги под боярышником на свое собрание и расселись все боги Папая,
Иштуштая и связанные с ними богини судьбы [11], Халки [12], Миятанципа [13],
Ламма [14], Хапантали. Для богов долгие годы закрепила я и очистила.
Взяла я зло из тела Телепина, взяла гнев, взяла неистовство, злость взяла,
взяла я ярость, злой язык, и злую лодыжку я забрала. Взяла я весенние цветы, я
основала вечное жертвоприношение.
О боярышник, весной ты одет в белое, в сезон сбора урожая — пылаешь красным
цветом. Когда проходит под тобой вол, ты тянешь его за холку, и когда овца
стремится удалиться от тебя, тянешь ты её за шерсть. Вот так же и ты, о Телепин,
вытяни из себя гнев, неистовство, злость, ярость.
Когда рассержен бог Грозы, его останавливает человек бога Грозы [15], когда
кипит котел, его останавливает повар, так и мои слова да остановят гнев,
неистовство, ярость Телепина. Взгляни — вот тебе закваска пива и солод. Как они,
соединяются внутри и опьяняют человека, изгоняя из сердца его гнев и
угнетенность духа, так опьянеешь и ты, и уйдет гнев из сердца твоего.
И исчезли гнев Телепина, неистовство и злость!
Не идут гнев, неистовство, ярость, злость Телепина в цветущее поле, приносящее
плоды, в виноградник, или в лес, но идут они дорогой подземного мира.
Открыл привратник семь створок, вытащил семь затворов. Внизу, в преисподней
стоят котлы из бронзы и крышки их из свинца, затворы их из железа, так что тот,
кто входит, больше не выйдет наверх, но найдет свою гибель внутри. Так пусть
захватят они неистовство, злость, ярость Телепина, чтобы никогда им не
возвратиться назад.
И пусть злой язык и злой глаз войдут внутрь и потом больше не поднимутся вверх
и сгинут внутри.
Всласть ешь и пей всласть, о Телепин. Вот тебе нежнейшее масло. Маслом этим
обрызгана дорога. Возвращайся же в твой дом, в кровать твою из лучшего дерева и
там отдохнешь.
И Телепин вернулся в свой дом и возобновил заботу о своей стране. Туман ушел из
окна, дым покинул дом, ожили алтари богов, запылали поленья в очагах, перестали
задыхаться в дыму овцы в овинах, в стойлах — быки, и мать стала заботиться о
своем сыне, овца о своем ягненке, корова о своем теленке, Телепин же стал
заботиться о царе и царице, чтобы жизнь и силу дать им на все времена.
1. Сохранившийся в трех несколько отличающихся друг от друга версиях миф об
исчезновении сына бога Грозы Телепина относится к типу мифов об исчезновении
богов, повествующих о бедах, связанных с этими исчезновениями, поисках и
обязательном возвращении. К этой же группе относятся приводимые ниже мифы об
исчезновении бога Грозы и падении на землю бога Луны, покинувшего положенное
ему место на небе, а также дошедший во фрагментах миф об исчезновении бога
Солнца, из-за чего на Земле и даже на Небе воцарился холод, парализовавший весь
мир.
В числе исчезавших богов оказываются почти все значимые боги хеттского
пантеона: кроме названных выше, — богиня-мать Ханнаханна, Инара, Анцили, Цукки,
При этом часть их (бог Грозы, бог Солнца, Ханнаханна) до того как исчезнуть
самим, принимают деятельное участие в поисках других пропавших богов.
Все эти мифы имеют сходную композицию: исчезновение, которое в отличие от мифов
земледельческих народов не связано с уходом в подземный мир, катастрофические
последствия этого исчезновения, поиски и возвращение магическими обрядами,
после чего установившийся в мире порядок восстанавливается.
2. Близость хеттского теонима Телепин с именем греческого героя Телефа — не
случайное совпадение: греческий Телеф, считавшийся сыном Геракла и дочери
аркадского царя, связан с Анатолией: он помогает царю Мизии в борьбе с его
врагами и наследует царский престол. Он раны, нанесенной пришельцем Ахиллом,
его исцеляет бог-покровитель Трои Аполлон. Телепин почитался горцами Кавказа
сванами, его имя присутствует в сванских ритуальных обрядах (Иванов, 1980а,
498).
3. Исследователями текста отмечалось, что последствия исчезновения Телепина
более катастрофичны, чем обычно они рисуются в мифах, связанных со сменой
сезонов, а скорее характеризуют чрезвычайные ситуации типа засух, эпидемий или
землетрясений и сближаются с мифами об уничтожении человечества
(Pecchioli-Daddi, Polvani, 1990, 74 и сл.).
4. Ханнаханна — анатолийская богиня, связанная с плодородием земли и
плодовитостью людей и животных; в хеттской версии мифа о Гильгамеше она имеет
отношение к рождению Энкиду.
5. Видимо, появление пчелы не случайно. Как отмечает В.В. Иванов, пчела связана
с ритуалами Малой Азии: пчелами называли вплоть до III в. до н. э. жриц
|
|