|
богини-матери Кибелы, и с женскими богами связан культ пчел у сванов и абхазов,
сохранивших следы культа Телепина (Иванов, 1977, 264).
6. Линцина — город хаттского происхождения на юге Анатолии, важнейший центр
культа бога Грозы. Судя по частому его появлению в международных договорах
хеттских царей, играл значительную роль в политической жизни хеттской державы.
7. Камрушепа — хеттское и лувийское имя великой анатолийской богини магии,
почитавшейся в разных районах Анатолии. Некоторые исследователи предлагают
видеть в её имени хеттскую основу со значением «туман», "облака" и
истолковывать как "гений облаков" (Goetze, 1953, 266; Kammenhuber, 1961,
183–184), другие — как "дух пчелиного роя" (Иванов, Топоров, 1980, 354), третьи
— как "царица страны" (Pecchioli Daddi, Polvani, 1990, 113). В хаттской версии
мифа ей соответствует Катахцивури — под этим именем анатолийская богиня
почиталась на хаттском и палайском юге Анатолии.
В другом варианте мифа напуганные боги призывают для успокоения гнева Телепина
смертного, именно ему и принадлежит честь успокоения Телепина с помощью
орлиного крыла и даров.
8. Крыло (чаще всего, орлиное) — атрибут жриц в хеттских обрядах (Иванов, 1977,
264).
9. Хапантали — богиня хаттов с функциями богини-покровительницы, культ которой
был воспринят хеттами. Ряд исследователей считает её принадлежащей кругу Инары
(Kammenhuber, 1976, 75; Pecchioli Daddi, Polvani, 1990, 112). Имя её
встречается не только в ритуалах, но и в международных договорах.
10. Число 12 играло особую роль у малоазийских народов. Оно сохранило значение
и у выходцев из Малой Азии этрусков.
11. Богини судьбы, часто связываемые с Папаей и Иштуштаей, относятся к числу
хтонических божеств. Исследователи считают их богинями, отмеряющими границы
человеческой судьбы, подобно греческим мойрам или римским паркам, на основании
значения самих их имен, выраженных идеограммой со значением «писать»,
"вырезать", "делать насечки", «устанавливать» (Pecchioli Daddi, Polvani, 1990,
82).
12. Халки — персонификация зерна.
13. Миятанципа — божество произрастания, в основе имени которого лежит
прилагательное, относящееся к обилию урожая.
14. Ламма — божество, связанное с созреванием урожая.
15. Человек бога Грозы — особый жрец в культе, осуществлявшемся в Нерике; в
этом тесте трактуется как заклинатель (Pecchioli Daddi, Polvani, 1990, 83).
Исчезновение бога Грозы [1]
Разгневался бог Грозы на весь мир [2], да так сильно, что, покидая жилище,
перепутал крылатые башмаки: правый надел на левую ногу, левый — на правую.
Хлопнул дверью, и больше его не видели.
И сразу же густой туман окутал окна, дома наполнился удушливым дымом. В очаге
погасли поленья. Задыхались тысячи богов, застыв каждый на своем возвышении.
Задыхались овцы в своих загонах, быки и коровы — в стойлах своих. Ели они и не
могли насытиться, пили и не могли напиться. Овца не подпускала к себе ягненка,
корова — теленка. На полях перестали расти злаки, в лесах — деревья. Оголились
горы. Высохли источники. Люди и боги стали умирать от голода и жажды.
Бог Солнца устраивал в этот день праздник.
Созвал он к себе тысячу богов и богинь страны хеттов. Ели боги на празднике
бога Солнца приготовленные для них яства, но не могли насытиться, пили, но не
могли утолить жажды. Повернул бог Солнца голову в поисках бога Грозы, но не
обнаружил его. И понял он, что нарушен порядок.
И призвал к себе бог Солнца орла и приказал ему:
— Обыщи высокие горы, глубокие долины и прозрачные воды. Найди бога Грозы.
Полетел орел, но не нашел он бога Грозы. Возвратившись, он сказал:
— Обыскал я высокие горы, облетел глубокие долины, пронзил взглядом прозрачные
воды. Нет там бога Грозы.
И тогда отправился отец бога Грозы к его деду и спросил его:
— Скажи мне, родитель, откуда такая великая беда? Иссохли небо и земля,
Разрушилось семя жизни. Кого винить в том, что произошло?
— Никто, кроме тебя, не виновен в этом, — ответил дед бога Грозы.
— Но не виновен я! — взволнованно возразил обескураженный бог.
— Выясню я это, — ответил дед пропавшего бога, — и если виновен ты, то убью.
И направился встревоженный отец бога Грозы к богине Ханнаханне. И спросила его
богиня:
Почему пришел ты к нам, о отец бога Грозы?
— Потому что рассержен бог Грозы, мой сын, и все в мире иссохло и разрушилось
семя жизни. И отец мой сказал мне, что это моя вина, что выяснит он это и убьет
меня. Так что же случилось? Что делать мне?
— Не бойся, — успокоила Ханнаханна. — Если это твоя вина, я её поправлю, если
не твоя, — тоже поправлю. Пойди поищи бога Грозы, пока его дед ещё ничего не
знает.
Отправился отец бога Грозы на поиски сына, но, не найдя его, вернулся к
Ханнаханне.
И тогда сказала Ханнаханна:
— Иди, принеси пчелу [3].
— Что может сделать пчела? — Крылья её так малы, да и сама она так мала, —
|
|