Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Александр Немировский - Мифы древности - Ближний Восток
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-
 
на которых покоится земля. Соответствует греч. Хаосу. Создание людей из его 
плоти может быть понято при сопоставлении с аккадской космогонией, содержащей 
миф о борьбе молодых богов с первым их поколением и о низвержении Апсу. Хотя в 
аккадской переработке материалом для сотворения людей становится кровь Кингу, 
побежденного в том же противостоянии, в каком был убит Апсу, идея использования 
плоти (крови) поверженных богов первого поколения для создания человека 
остается той же.
6. Нинмах ("Госпожа могучая", "Знатная госпожа", "Благородная Госпожа") — 
возможно, такая же богиня-мать, как Намму, порой отождествлявшаяся с Аруру. 
Создает человека и Нинту. О близости Нинмах и Аруру, связанных с 
родовспомогательными функциями, говорит и столь явная параллель, как сотворение 
Аруру из глины Энкиду в поэме о Гильгамеше, сотворение людей в шумеро-аккадской 
билингве ассирийского времени и помощь Мардуку в создании и одухотворении людей.
 Помимо мифа о сотворении людей, Нинмах присутствует в цикле мифов о Нингирсу, 
матерью которого считалась.
О значимости Нинмах в шумерском пантеоне говорит то, что Гудеа называет её 
рядом с Ану и Энлилем, а Эаннатум — рядом с Энлилем. Главной её резиденцией 
считался Киш, хотя почиталась она во многих городах Двуречья. В частности, 
известно о её храме, построенном в Уре во времена I династии Ура, о возведенном 
Энтеменой храме в Лагаше, о храмах новошумерского периода в Лагаше, Кише и Умме.
 Эаннатум, Энтемена и Лугальзаггиси говорят о себе, что они вскормлены молоком 
богини, Гудеа именует её "госпожой, возросшей вместе с городом" (Rinaldi, 1968, 
13).
7. Потомство семи созданных в конечном счете пар постепенно заселило всю землю, 
и несмолкаемый шум стал раздражать Энлиля. Чтобы уничтожить человечество или 
хотя бы уменьшить его численность, Энлиль решает наслать на людей эпидемию, а 
когда её губительных последствий оказывается недостаточно — засуху, голод и, 
наконец, потоп.
В отличие от детально разработанного сюжета о потопе в эпосе о Гильгамеше, в 
шумерской литературе потоп рассматривается, скорее всего, как изолированный 
эпизод, разделивший ход истории на две части, хотя судить об этом с полной 
уверенностью по сохранившимся разрозненным фрагментам невозможно (Castellino, 
1970, 11; Dalley, 1991). Зиусудра назван царем Шуруппака и отнесен к 
допотопному времени. Бог (или боги) объявляют ему о желании уничтожить людей. В 
обмен на спасение Зиусудра обязуется создать в честь богов города и храмы. Семь 
дней и семь ночей бушуют ветры и одновременно обрушивается потоп. После того 
как страна разрушена, на небе появляется Уту, и Зиусудра, открыв окно своего 
огромного корабля, приносит в жертву солнечному богу быка и овцу.
В аккадской параллели мифа о потопе, героем которого сделан Атрахасис, мудрый и 
благочестивый сын царя Шуруппака, раскрывается более обоснованная, чем 
производимый человечеством шум, причина гнева богов — люди восстали против 
своего предназначения быть слугами богов, ублажая их трудом и культом, ради 
которого они и были сотворены. Уничтоженное потопом человечество, согласно 
версии, сохранившейся в «Атрахасисе», восстанавливается благодаря решению 
Энки-Эа вновь сотворить семь мужчин и семь женщин (Heidel, 1963, 259 — 260).
Миф о потопе естественен для месопотамского мира, в котором наводнения были 
постоянным явлением, подтверждаемым также и археологически. Однако 
происхождение его имеет более глубокие корни. Проделанный М. Элиаде анализ 
мифов об уничтожении человечества, привел ученого к мысли, что создатели этих 
мифов усматривали причину одновременно и в прегрешениях людей, и в рано или 
поздно наступающем одряхлении самого мира. Космос, постепенно разрушающийся 
самим фактом своего существования, в какой-то момент приходит в упадок, и 
именно поэтому становится необходимым повторное его создание. По выражению М. 
Элиаде, потоп в макрокосмическом масштабе уничтожает то, что символически 
осуществляется в ходе празднования Нового года — конец мира и греховного 
человечества, чтобы сделать возможным новое творение (Eliade, 1987, 85).



Энки и мироздание

(Миф шумеров) [1]
Отец богов Ану создал жизнь на земле. Энки, сын богини Намму, её упорядочил. До 
него землю покрывали непроходимые чащи и болота — не пройти, не проскакать. Не 
было никакого спасения от змей и скорпионов. Стаи свирепых зверей рыскали 
повсюду, загоняя смертных в мрачные пещеры.
Став за плуг, Энки выкорчевал кустарник, провел по целине первые борозды и 
засеял их зернами. Для хранения урожая он соорудил закрома. Он наполнил Тигр и 
Евфрат животворной влагой и сделал все, чтобы они служили плодородию. Берега их 
он засадил тростником и тем самым их укрепил, воды заполнил рыбой. А поскольку 
одному богу, как он ни мудр, трудно уследить за всем на земле, он, обходя края 
черноголовых, распределил обязанности между богами, каждому назначив следить за 
чем-либо одним. Так, богу Энбилулу он поручил заботу о Тигре и Евфрате, без 
которых не было бы жизни в лежащих между ними землях, питаемых водами. Нанна 
получил богатый рыбой болотистый юг Шумера. Заботу о море он поручил богине 
Нанше [2]. Ишкур должен был отвечать за дожди, Эмкинду — за полевые работы, 
Аншан — за рост растений. Горные пастбища Энки отдал во власть царя гор 
Сумукана, домашний скот пасти поручил богу-пастуху Думузи, показав ему, как 
надаивать молоко и отстаивать сливки, как строить овчарни и хлевы. Возведение 
жилищ он отдал в руки Муштамны, искусство изготовления кирпичей передал Кулле, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-