|
— Помогите! Помогите!
Но не захотели помочь боги своему владыке. Только дочь Тешуба Инара [5] не
могла стерпеть нанесенной отцу обиды и стала думать, как вернуть отцу трон.
Выставила она на столах обильное угощение, наполнила доверху сосуды вином и
пивом, а затем поспешила в Зиггаратту, где жил могучий муж Хупашия. Отыскав его,
она сказала:
Есть у меня для тебя дело.
И ответил ей Хупашия:
— Пусти меня к себе на ложе, и я готов на любое.
И возлегла Инара с ним. А когда он насладился её любовью, повела его с собой и
укрыла близ пиршественных столов. Затем принарядилась Инара и отправилась к
пещере, где обитал Иллуянка. Остановившись у входа, крикнула она дракону:
— Приходи на пиршество!
Не заставил себя ждать дракон. Он вылез вместе со своими сыновьями и пополз
вслед за Инарой. И ели они досыта, и пили, опустошив все выставленные Инарой
сосуды, и опьянели настолько, что уже не могли вернуться к себе в пещеру.
Тут-то и появился Хупашия из своего укрытия и связал Иллуянку крепкой веревкой.
Позвала Инара отца, и заколол Тешуб ненавистного дракона. И как только тот
испустил дух, трусливые боги, покинувшие Тешуба, вновь собрались вокруг него,
признав его власть над собой.
И полюбился Хупашия Инаре, и построила она для свиданий с ним дом на скале в
городе Тарукке, строго настрого запретив ему выглядывать в единственное окошко
[6].
— Когда я буду покидать дом и отправляться в степь, — сказала она возлюбленному,
— ты не должен выглядывать в окно.
Она боялась, что Хупашия увидит свою жену и сыновей и покинет её.
И Хупашия не выглядывал в окно, а терпеливо ждал её возвращения, когда покидала
она дом на скале. Но однажды, соскучившись, Хупашия выглянул в окно и увидел
свою жену и своих сыновей. И овладела им тоска. И когда вернулась Инара,
обратился он к богине:
— Отпусти меня, о Инара, стосковалось сердце мое по жене и сыновьям.
— Зачем же ты выглядывал в окно!? — выкрикнула рассерженная богиня. Зачем
нарушил мой запрет!?
Распаленная ревностью, разрушила она весь дом до основания и убила Хупашию. И
не было с тех пор на этом месте никаких строений — травой засеял его бог Грозы.
А Инара, дав выход своей ярости и успокоившись, отправилась в Кишкилушшу, чтобы
передать охрану своего собственного дома царю, а вместе с заботой о своем доме
отдала она ему во власть отобранные у Иллуянки подземные воды [7].
И учредили хетты в память этого события праздник пурулли [8]. А гора Цалийану
пролила дождь на город Нерик, напоив поля влагой, и принесли ей в дар хлеб
благодарные горожане [9].
1. Рассказ об Иллуянке вписывается в широко распространенную модель
космогонического мифа об убийстве дракона божеством (или героем) с целью
освобождения проглоченных им вод или людей. Рассказчиком мифа назван Келла, имя
которого уводит в глубокую хаттскую древность, в эпоху, предшествующую созданию
хеттской державы, а сам миф разыгрывался (или зачитывался) во время праздника
пурулли, как полагают, связанного с началом весны и сельскохозяйственного года
(Kammenhuber, 1976, 75; Pecchioli Daddi, Polvani, 1990, 112). Однако в названии
праздника присутствует основа пур, имеющая параллели в этрусском спур, греч.
полис, и можно думать, что это был праздник в честь божества покровителя города,
победителя дракона.
Текст мифа о борьбе Тешуба и Иллуянки дошел в двух версиях в девяти списках
новохетского времени, но восходит он к более древнему периоду хеттологи
отмечают следы архаического языка, но главное — на основании брачных обычаев,
соответствующих древнему хеттскому празднику пурулли (Pecchioli Daddi, Polvani,
1990, 39 — 40). Это характерный для восточных мифологий сюжет схватки с
драконом, составляющий неотъемлемый элемент космогонии или защиты уже
установившегося порядка от сил изначального хаоса. Иллуянка — даже не имя в
собственном смысле слова, это имя нарицательное, означающее «дракон», "змей".
2. Тешуб — бог Грозы хурритов и урартов, связанным городом которого считалась
Куммия.
3. Древняя версия делает его морским существом, как и другого противника бога
Грозы — Хедамму.
4. Место битвы — указывает на хаттскую среду возникновения мифа. Также и
Циггаратта и Тарукка, упоминаемые ниже, связаны с расположенным севернее
Хаттуши Нериком, главным центром культа бога грозы на хаттской территории.
5. Инара, воплощающая воинственность и силу, — древняя анатолийская богиня,
покровительница царской власти, засвидетельствованная ещё в начале II
тысячелетия до н. э. в текстах Каниша, в хеттской и хаттской мифологиях
считалась дочерью бога Грозы Тару, отца Телепина.
6. Окно — важнейший мифологический символ в мифах переднего Востока (Топоров,
1980, 250 и сл.). На прорубке окна в доме Ваала настаивал его строитель
Котар-ва-Хасис. Окно играет особую роль в мифологии этрусков, выходцев их
Анатолии. Окно в храме Мастарны (Сервия Туллия) использовалось для свидания с
его покровительницей богиней Фортуной. Окном, соединяющим жилище с верхним
миром мыслился имплювий этрусского дома.
7. В этой сцене характер Инары сближается с чертами, типичными для Иштар, что
было отмечено Хоффнером (Hoffner, 1969, 140) и принято другими исследователями.
Отмечалось также, что до нас дошел поздний текст, поэтому нельзя исключить, что
поведение Иштар было внесено в древний оригинал копировавшим его писцом
|
|