|
Между тем, боги вновь собрались, чтобы держать совет, как спасти человечество
от разрушительной силы Хедамму. И предложил один из богов свой план, как
сделать могучего дракона безвредным. Пришелся по душе этот план богине Иштар и
отправилась она совершать омовение.
Омыв свое прекрасное тело, она втерла в него благовония, и, украсившись
драгоценностями, двинулась в путь, а её Чары бежали за ней, как собачонки. И
обратилась она к своим иеродулам Нинатте и Кулитте, чтобы шли на берег моря и
играли там на кимвалах до тех пор, пока не привлечет музыка Хедамму.
Выполнили иеродулы поручение своей госпожи, великой богини. Появилась из
морских глубин голова дракона, выполз удивленный Хедамму на берег и увидел
Иштар. Прекрасно было её обнаженное тело, источавшее тончайший аромат, но не
дано дракону понять женскую красоту — все живое воспринимал он как пищу,
заполнявшую ненасытное чрево. И разинул Хедамму свою огромную пасть, чтобы
проглотить богиню. Но вовремя отпрянула она и скрылась из виду.
Но не привыкла Иштар терпеть поражения, тем более, что от её находчивости и
очарования зависели судьбы людей, а значит и благополучие богов, без людей
невозможное. И вновь она пришла на берег, чтобы ещё раз попытаться соблазнить
чудовище, хотя страх не отпускал её.
— Что со мной? Я вся дрожу? — проговорила Иштар.
— Что ты за женщина? — спросил Хедамму, выползая из воды, словно увидел её
впервые.
Поняла Иштар, что разговор с ней отвлечет внимание Хедамму и он не заметит, что
она будет делать.
— Я рассерженная девушка, — ответила Иштар. — Сердита я на тебя, и гнев
наполняет меня, словно листва, заполняющая горные леса [6].
С этими словами склонилась Иштар перед Хедамму, соблазняя его своей красотой.
Удивился Хедамму этому ответу и не заметил, как, приблизившись, Иштар
выплеснула в воду ароматный настой. Обволок дурманящий аромат огромное тело
дракона, приятная истома охватила Хедамму, как только попала ему в рот вместе с
морской водой всего одна капля влитого в море настоя, сладкий сон охватил его.
Замедлились его движения и лишь лениво продолжал заглатывать он лягушек и
саламандр. И тогда поманила его, сонного, богиня к себе, увидел он, как
прекрасно во всей его сияющей красоте её обнаженное тело, и потянулся к ней, и
семя Хедамму оплодотворило богиню и забеременела она змеями.
1. Миф о Хедамму, живущем в воде прожорливом змее-разрушителе, дошел в шести
копиях, но все они настолько фрагментарны, что могут дать лишь общее
представление о сюжете. Но ясно, что сюжет этот относится к циклу, связанному с
Кумарби и его борьбой с богом Грозы. Исследователи полагают, что связь между
мифами об Улликумме и о Хедамму проявляется в ряде точек соприкосновения: в
обоих случаях декларируется союз Кумарби и моря, многие из богов являются
общими для обоих мифов (кроме Кумарби — Эа, Иштар), в обоих мифах Иштар
пытается соблазнить чудовище, хотя в случае с глухим м слепым каменным
истуканом Улликумме неудачно; прожорливость Хедамму сопоставима со способностью
Улликумми поглотить огромное количество воды, но главное, центральная тема того
и другого мифа — это создание Кумарби противников богу Грозы, при этом к обоим
героям прилагается один и тот же хеттский эпитет имеющий значение «мятежник»
(Pecchioli Daddi, Polvani, 1990, 135). Это часть какого-то большого цикла,
соединившего мотивы разных мифологических традиций — хурритской, месопотамской
и анатолийской.
Хеттологи относят Хедамму к драконам, хотя в тексте он драконом не назван ни
разу, на том основании, что миф постоянно подчеркивает его прожорливость, и
само имя его содержит шумерский детерминатив, означающий змея (Pecchioli Daddi,
Polvani, 1990, 134), а Иштар оплодотворенная им, должна родить зм(я Шавушки.
2. Куммия и Дуддул — города Северной Месопотамии, мыслившиеся резиденцией бога
Грозы и часто присутствующие в хеттских ритуалах.
3. Аккадская богиня Иштар — параллель хурритской богини Шаншуки,
засвидетельствована в Анатолии со времен появления в Каппадокии ассирийских
торговых колоний. Ее имя присутствует в договорах и анналах Шупилулиумы.
Преемник Шупилулиумы Муршиль установил её культ в ряде городов, особенно в
Шамуне, где вплоть до времени Хаттушили она считалась покровительницей этого
города. Соответственно и в хеттской мифологии она занимает почетное место.
4. По отдельным намекам исследователи этого текста полагают, что Кумарби стал
говорить о непокорности людей, поднявших восстание, хотя сам возбудил какой-то
мятеж против бога Грозы, в котором был замешан Хедамму (Pecchioli Daddi, 1990,
7). После лакуны мы видим Кумарби вновь встретившимся с Морем.
5. Речь Кумарби к визирю не сохранилась.
6. Предлагается и другое понимание этого сильно испорченного места: Иштар
называет себя служанкой, посланной в горы приготовить жертвенные столы, и
притворно просит помощи Хедамму (Иванов, 1977, 152).
Иллуянка [1]
Вновь пошатнулся трон бога Грозы Тешуба [2], когда поднялся против него дракон
Иллуянка. Жил Иллуянка в глубокой пещере, наслаждаясь мраком подземелья и лишь
изредка выползая на землю [3]. Но мало показалось ему земли и подземных глубин.
Обуяло его желание захватить и небо. И развернулась великая битва возле города
Кишкилушша близ Нерика [4].
Обращенный в бегство, воззвал Тешуб к богам, над которыми царствовал:
|
|