Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Александр Немировский - Мифы древности - Ближний Восток
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-
 
— Где мой супруг? Я слов не слышу его, и от других богов давно не слышно вестей.
 Может быть, Улликумме, о коем вещали они, их одолел? Жезл в руку возьми, ноги 
обуй в буйные ветры, как в сапоги, на поле сраженья лети. От бога Грозы мне 
весть принеси.
Услышав эти слова, заспешила, заторопилась Такити, но, вылетев, увидала, что 
нет к полю боя путей и дорог. Закрыл их своим гигантским телом Улликумме. 
Заметалась Такити, не зная, что делать, как быть.
К госпоже она вернулась назад. Ташмишу же взял в руки жезл, ноги в буйные ветры 
обул, как в сапоги, на высокую башню взлетел, место занял напротив Хебат и 
слово такое ей молвил:
— Бог Грозы покинул Куммию, и я вместе с ним. Мы на месте, что поскромнее. Мы 
ждем, пока придет наш срок.
Увидала тогда Хебат Ташмишу и навстречу ему сделала шаг. И упала бы с крыши она,
 если бы жены дворца не подхватили её.
После того вернулся Ташмишу к богу Грозы и господину сказал:
— Где же нам быть? Какую вершину избрать? Улликумме силен. Не останется вскоре 
на небе царя. Послушай меня! Давай в Апсу пойдем и там предстанем пред Эа, чтоб 
попросить у него таблички древних речений. Когда мы к воротам дворца подойдем, 
пять поклонимся раз. Перед дверями его столько же поклонов отдадим, когда же 
появится он, пятнадцать поклонимся раз. И, видя, как мы покорны ему, Эа к 
мольбам снизойдет, вернет могущество наше былое.
Принял бог Грозы к сердцу этот совет, заспешил, заторопился он, с трона слетел 
своего. Взявшись за руки, боги совершили свой путь и Эа отдали поклоны.
Эа мудрость в душу свою вобрал и вышел во внутренний двор.
Объяснил Эа богам, что истукана из камня Кумарби сотворил, чтобы соперничал он 
с богом Грозы.
Окончив речь, Эа отправился к Упеллури, исполину, на чьем теле боги поставили 
небо и землю. Увидев Эа,
Упеллури поднял глаза. И начал Эа речь:
— Упеллури, не знаешь ты разве, кто на тебе растет? Что камень на тебе стоит, 
сотворенный Кумарби против бога Грозы. Поднят он, как молот, небеса он и храмы 
богов и Хебат собою затмил. Огромен ты, потому и не знаешь того, кто быстро 
растет.
Ответил Упеллури Эа так:
— Когда боги воздвигли на мне небо с землей, неведомо было мне. И когда отсекли 
от меня небо с землей, я тоже не знал. Теперь же что-то мешает мне на плече, но 
я не ведаю, что.
Тогда Эа схватил Упеллури и правым плечом его повернул. И увидел Упеллури бога, 
что на плече его стоял.
И обратился Эа к богам:
— Услышьте, о боги, слово мое. Неведомы вам дела далеких времен, отцов и дедов 
ваших дела, ибо записаны они на складнях, а складни те за семью печатями. 
Неведомо вам, что в давние времена небо с землей были к Упеллури прикреплены и 
что их от подножья отпилили пилой. Так и теперь мы отпилим того, кто на плече 
Упеллури стоит, кого сотворил Кумарби как соперника всем богам.
Услышав эти слова, укрепили боги свой дух и, заревев, как быки, ринулись в бой, 
в последний бой с Кумарби и порожденьем его. Был впереди бог Грозы, а в руках 
его пламенела пила… [9].
1. Изображение в "Песне об Улликумме" битвы двух поколений хурритских богов 
имеет сходные черты с рассказами греческих мифов о битве богов и титанов. В то 
же время в греческих мифах отсутствует мотив роста каменного чудовища, 
угрожающего горе богов.
2. Уркиса — хурритский город Северной Месопотамии, в хурритской мифологии — 
местопребывания Кумарби.
3. Улликyммe — дословно "Разрушитель Куммии", священного города бога Грозы.
4. Упеллури — великан хурритской мифологии, несущий на себе небо, землю и море.
5. Кункунуцци — какая-то твердая порода камня, возможно базальт или диорит.
6. Хаззи — гора в устье Оронта, в Угарите известная под названием Цаффон и 
считавшаяся местом пребывания богов.
7. Аштаби — бог-воин хуритской мифологии.
8. Хебат — великая богиня в хеттской и хурритской мифологиях, возможно, 
семитского происхождения; супруга бога Грозы Тешуба, мать бога Шаррума. В 
некоторых молитвах она ассимилируется с солнечной богиней города Аринны 
Вуруншему, имеющей дохеттское (хаттское) происхождение. Полагают, что культ её 
пришел в Анатолию из сирийского города Халпи (современный Халеб в Сирии). На 
рельефах Язылыкая она изображена стоящей на пантере (Хачикян, 1980, 586).
9. Здесь обрыв в тексте. Но ясно, что чудовище было побеждено, поскольку, как 
явствует из в других мифов, бог Грозы сохраняет верховную власть.



Хедамму-разрушитель

(Миф хурритов)[1]
Прибыло как-то раз Великое море в дом Кумарби. Показал Кумарби ему свое жилище, 
и когда увидел, что понравился ему дом, сказал без обиняков.
— Видишь сам, что просторен мой дом, но нет в нем хозяйки. Не отдашь ли ты, о 
Море, дочь свою, прекрасную Шертапшурухи мне в жены?
"Захочет ли Шертапшурухи покинуть морские просторы? — подумало Море. Но не век 
же ей плескаться в моих волнах. Да и найти ли зятя лучше, чем могучий Кумарби?"
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-