Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Александр Немировский - Мифы древности - Ближний Восток
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-
 
Ану же стал искать другие слова убеждения:
— О выйди, выйди! Он подобен женщине. О выйди же наружу! О, бог Грозы великого 
города, выйди через рот, а если не хочешь — через положенное место.
И добавил Эа, как это сделал до него Мардука, слова от имени ещё не родившегося 
бога.
— Если я выйду через ухо, это осквернит меня. А если я выйду через положенное 
место, будут ли у него боли, как у женщины?
Пока раздумывал бог Грозы внутри Кумарби, ища выход, другой бог отыскал место 
для выхода — он пробил череп Кумарби, расколол его, как раскалывают камень и 
через него выбрался наружу [19]. Это был Кацал, царь и герой [20]. И едва 
поднявшись на ноги, предстал он перед Эа. Кумарби же согнулся и упал на землю, 
потеряв сознание. А прийдя в себя, стал призывать богиню Намше, свою союзницу, 
и требовать, обращаясь к Эа:
— Дай мне ребенка, чтобы я мог его сожрать [21].
Не стал спорить Эа, но вместо ребенка вручил камень Кумарби [22]. И стал 
вгрызаться Кумарби в то, что считал своим сыном. Но крепок был диорит [23], и 
он обломил об него зубы. И с воплем от боли выплюнул Кумарби камень.
Священным стал этот камень, побывавший во рту великого бога [24]. Эа установил 
его культ, определив жертвоприношения, которые должны совершать люди в 
соответствии со своими возможностями: люди богатые — приводить быков и овец, 
бедные — приносить ту пищу, которую едят сами.
И люди сразу же стали нести жертвы, и это помогло выйти наружу богу Грозы. Не 
пошел он вслед за своим братом, а вышел великий герой положенным путем. И не 
почувствовал боли Кумарби.
Дав жизнь богу Грозы, двинулся Кумарби к горе Ганцура [25] и там в присутствии 
Ану вышел из тела Кумарби бог Шувалиаши [26], вышел он положенным путем, как и 
бог Грозы.
А затем породил Кумарби ещё двух богов, двух ужасных богов породил он, как 
предрекал ему Ану после его победы [27].
Первым из рожденных Кумарби богов возвысил голос бог Грозы. Он возвестил богам, 
что убьет Кумарби, его породившего, и займет его место на небесном троне [28].
Но Ану призывает его к умеренности. Опасается он, что после убийства Кумарби на 
очищенное богом Грозы место воссядет кто-то иной, а не победитель Кумарби [29].
Ярость вызывает у бога Грозы совет Ану. Проклинает он богов, препятствующих ему 
осуществить свой замысел и обращается к Шерри, одному из двух быков, влекущих 
его колесницу
Но и Шерри начинает призывать бога Грозы к умеренности, просит он не проклинать 
богов, не поддерживающих его замысла, ведь среди этих богов и мудрый Эа.
Услышал Эа слова проклятия, направленные на него, и гнев против бога Грозы 
охватил его сердце и возвысил он голос, обратившись к богу Грозы:
— Как смеешь ты произносить слова проклятия против меня?! Я ведь слышал, как 
проклинал ты меня и продолжаешь проклинать! Если возжечь огонь под котлом с 
пивом, закипит его содержимое.
А тем временем пополнялась семья богов. Породила земля двух сыновей от небесной 
Колесницы. Ждал появления сынов Земли Эа и считал месяцы, потому что союз 
Колесницы и Земли совершился в его городе Абцуве [30] и возрадовался, когда 
получил он известие о появлении на свет новых богов [31].
1. Миф о небесной царственности, дошедший в копиях середины XIV конца XIII в. 
до н. э., составляет часть цикла, состоящего по крайней мере из пяти песен, в 
которых излагаются разные эпизоды борьбы богов за верховенство в пантеоне. 
Большинство этих текстов дошло в слишком фрагментарном виде, чтобы иметь полную 
уверенность правильности их восстановления. Неясен и порядок их расположения.
Единственно, в чем у исследователей полное согласие, — это то, что миф о 
небесной царственности начинает этот цикл. Переход власти от Алалу к Ану и от 
него к Кумарби, несомненно, должен был начинать рассказ о богах, и начальная 
часть этого повествования ясна, но место, касающееся захвата власти Кумарби его 
сыном богом Грозы, не сохранилось. Оно может быть реконструировано на основании 
других мифов, и уверенность в правильности реконструкции дает то, что в 
хеттской мифологии бог Грозы мыслится как глава пантеона.
Победа над отцом была одержана далеко не сразу. В одном из фрагментарно 
дошедших текстов бог Грозы, названный царем Куммии, обращаясь к Ану, говорит 
ему: "Кумарби, отец богов, не будучи женщиной, породил и взрастил меня, семь 
раз посылал он меня против Темной земли и побеждал я её, семь раз посылал он 
меня против неба и побеждал я его, и передала мне земля героизм, Нара же 
мудрость мне передал, и обладаю я теперь и героизмом и мудростью, врученными 
мне". Напоминанием о своих героических деяниях, бог как бы подчеркивает, что 
достоин благодаря этим заслугам высшей власти.
Хеттский мифологический текст открывает путь к пониманию цикла греческих мифов 
о смене поколений богов, о борьбе богов и титанов. Куммии хурритского мифа 
соответствует греческий Олимп, на котором также сменяются поколения богов, 
оскопляя и изгоняя своих отцов. Сходство борьбы поколений хеттских богов за 
власть над небом с ссответствующими строками «Теогонии» Гесиода давно обратило 
на себя внимание. Но спорным остается вопрос о путях проникновения этого 
мифологического мотива в Грецию — непосредственно из Анатолии, откуда родом был 
отец Гесиода, или через торговые эмпории северносириийского побережья. Влияние 
хеттской теогонии на греческую проступает не только в смене божественных 
поколений, но и в отдельных отмеченных ниже деталях.
Начинается миф введением с торжественной формулой призыва к "древним богам" 
послушать. Исследователями обращено внимание на то, что это торжественная 
формула, сходная с той, какую употребляли в международных договорах перед 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-