Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Александр Немировский - Мифы древности - Ближний Восток
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-
 
богов, нередко хетты воспринимали их как синонимы, порой же, избегая упоминания 
имен, обходились определением типа бог Грозы, бог Моря, бог Солнца, бог Луны, 
хотя все эти боги имели вполне определенные имена, в ряде мифов появляющиеся в 
том или ином варианте — хаттском, хурритском, месопотамском.
Так бог Солнца может фигурировать под хаттским именем Эштан, хеттским Иштан или 
хурритским Шимеги (Шимиге), но может носить также и лувийское имя Тиват, 
палайское Тият или выступать как шумерский Уту.
Наряду с мужскими солнечными божествами была у хеттов и богиня с хаттским 
именем Вуруншему, ставшая главным женским божеством хеттского пантеона в период 
возникновения хеттской державы (XIV–XIII вв. до н. э.).
Как и в других теогониях, в хеттском мире богов одни поколения сменяются 
другими. Сначала на небесах царил Алалу, отец Кумарби, его сменил Ану, затем, 
свергнув Ану, воцарился Кумарби, проглотивший семя Ану, из которого родился бог 
Грозы, оттеснивший Кумарби и прочно занявший место на небесном престоле.
Наряду с богами, олицетворяющими небесные явления и стихии, имелись 
многочисленные боги, управляющие чувствами (Желание, Страх и Ужас), 
боги-священные предметы (Престол, Щит), боги-злаки (Зерно), боги-профессии 
(Пастух, Кузнец).
Хетто-хурритская мифология оказала значительное влияние на греческую, и 
нетрудно понять, каковы пути проникновения этого влияния. Греки ещё во II тыс. 
до н. э. заселили берега Малой Азии и прилегающие к ней острова и общались там 
и с хеттами, и с народами, находившимися в сфере хеттской государственности и 
культуры, — лидийцами, ликийцами, фригийцами, карийцами и киликийцами.



Царствование на небесах [1]

В давние времена был на небесах царем Алалу [2]. Восседал он на троне, и 
могучий Ану [3], первый из богов, стоял перед ним, склонялся к его ногам и 
протягивал ему чашу с питьем. Девять лет [4] царил Алалу на небесах. Но на 
девятом году его чашник Ану вступил с ним в битву и победил его. И Алалу 
пришлось спасаться бегством, и бежал он подальше от Ану, вниз, в земные глубины 
[5]. Скрылся он в подземном мире, а на трон воссел Ану.
Сидел Ану на троне, и могучий Кумарби стоял перед ним, склонялся к его ногам и 
протягивал ему чаши с питьем. Девять лет царил Ану на небесах. Но на девятом 
году чашник его Кумарби начал с ним битву. И не выдержал Ану, и бежал от 
могущества его рук [6]. Пытался скрыться он на небе, но устремился Кумарби 
вслед за Ану, догнал его, и сбросил вниз на землю. Оскопил он Ану [7], укусив 
его острыми своими зубами, и проглотил его семя, силой его мужской овладев. 
Соединилось семя Ану с внутренностями Кумарби, как медь соединяется с оловом, 
чтобы образовать бронзу.
И безумная радость охватила Кумарби, и смеялся он от радости, что воссядет 
теперь на небесный престол [8].
Повернул к нему голову Ану и проговорил:
— Вот веселишься ты, радуясь, что проглотил силу мою мужскую. Ликуют 
внутренности твои. Рано веселишься ты, Кумарби. Отяжелеет твое чрево, в которые 
вошло семя мое. Забеременеешь ты могучим богом Грозы Тархунтом [9], и 
неотразимым Аранцахом [10] забеременеешь ты, и могучий Ташмишу [11] рожден 
будет тобой из моего семени, проникшего тебе в чрево, и ещё двух страшных богов,
 словно гири, поставил я в твоем чреве. И разобьешь ты голову себе о скалы горы 
Ташша [12]
И устрашили Кумарби слова Ану, и захотел он избавиться от семени Ану. Попытался 
выплюнуть он его. Но глубоко в чрево проникло семя Ану и не удалось Кумарби 
избавиться от него [13].
Вскоре почувствовал Кумарби, что зарождается жизнь в чреве его и направился в 
Ниппур [14], чтобы провести там месяцы своей необычной беременности.
И вот наступило время родов. Нелегко пришлось Кумарби. Не хотели сыновья 
покидать чрево его. И пришли ему на помощь четыре великих бога, среди них Ану, 
забывший свою обиду, Мардук и владыка мудрости Эа [15]. Владели искусством 
магии боги и стали они взывать к чреву, прося выпустить находящихся внутри 
сыновей, торопить и самих их выйти наружу:
— Выйди наружу из его тела через череп его, или же выйди наружу через рот [16], 
или же через положенное место! — обратился один из них [17] к тому, кого хотели 
увидеть первым.
Не внял словам этим ни один из богов, находившихся в чреве Кумарби, не 
поторопился выйти наружу.
И тогда начал говорить Мардук. Говорил он, обращаясь к Кумарби, но на самом 
деле речь была к чреву его, и говорил он словами бога Грозы, что был внутри, 
словно сам бог Грозы пророчествовал о своем будущем:
— Привет тебе, владыка источника мудрости! Земля мне даст свою силу, небо мне 
даст свою доблесть, Ану мне даст свое мужество, Кумарби мне даст свою мудрость, 
Энлиль мне даст свою мощь [18].
Но и магические слова Мардука не ускорили рождения ни одного из богов.
И стали повторять поочередно Ану и Эа, соблюдая положенный магическим словам 
ритм:
— Выйди наружу! Выйди наружу!
Заколебался было владыка мудрости Эа, дал выход мыслям своим и сомнениям, но 
все же не переставал повторять:
— Выйди наружу! Выйди наружу!
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-