|
находящимся в тех же архивах.
12. Эннаил — имя сановника или жреца.
13. Бог Агу Ненаша — местное божество, связанное с Ненашем.
14. Нинту (в переводе с шумерского, прекрасно знакомого писцам Эблы: "Госпожа
рождающая") — в шумерской мифологии в узком смысле — богиня,
покровительствовавшая рождению, богиня-прародительница, в широком — эпитет
любой богини-матери. Включение в обряд плача Нинту свидетельствует о связи
свадебного ритуала с культом умирающих и возрождающихся богов, важной частью
которого является оплакивание богиней-супругой погибшего бога, предшествующее
его возвращению в мир живых. Последующее указание на вновь дарованное сияние
подкрепляет эту связь. Царская свадьба, гарантирующая продолжение жизни и
возвращение к жизни связанного с плодородием божества явления одного порядка.
15. Сын Нацаму — скорее всего, жрец.
16. Аштар — эблаитское написание аккадского имени Иштар, выступающей здесь в
ипостаси богини любви. Наличие сокровищницы Аштар-Иштар, как и приносимые ей в
жертву овцы, — свидетельство значимости аккадской богини в пантеоне Эблы.
17. Ибриум — великий визирь, запечатленный в ритуале, относящемся к свадьбе
второго царя Эблы — Иркаб-Даму, чье имя часто встречается в документах архива.
18. Под суверенами имеются в виду обожествленные царственные предки, чьи имена
приведены раньше.
19. Ишкхара — божество Эблы, другим семитским мифологиям неизвестное.
Тысяча богов хеттского царства
Переднеазиатский массив при взгляде на него из космоса видится огромным
туловищем с седой головой — Кавказом, предплечьем — Месопотамией и могучей
рукой, протянутой к Балканам. Эта рука, омываемая Эгейским и Черным морями,
именуется Малой Азией. Условия для жизни были здесь менее благоприятными, чем в
Месопотамии, которую недаром считали земным раем. Реки с трудом пробивали себе
путь через каменные громады. Из-за вымываемой ими соли они были часто
непригодны для орошения. Климат полуострова суров. Летом — иссушающая жара,
зимой — холода. Однако культура была здесь очень древней. Она питалась
жизненными соками Месопотамии, передавая их через узкий пролив Европе, но
одновременно пользовалась её природными и человеческими богатствами: через
узкий пролив (греки называли его Бычьей переправой — Босфором) с востока на
запад и с запада на восток передвигались народы. Древнейшими известными нам
переселениями были греческое, армянское, фракийское, этрусское, киммерийское.
Из более поздних можно назвать кельтское.
В центре Малой Азии ещё до III тыс. до н. э. обитал народ хатты, как полагают
лингвисты, близкий по языку и культуре древнейшим обитателям Кавказа. В III тыс.
до н. э. здесь появился новый народ, язык которого, как стало ясно после
открытия и дешифровки надписей, был близок древнегреческому, армянскому и
другим языкам, которые называют индоевропейскими. Новые поселенцы приняли имя
прежних обитателей и стали называться хеттами.
О хеттах много говорится в Библии, которая знает их как обитателей страны
Ханаан. Сообщается о том, что бог, заключивший договор с Авраамом, передал ему
наряду с другими землями и земли «хеттеев». Знаменитый царь Соломон был сыном
Давида от жены хеттея Урии, очевидно, также хеттеянки. Да и в гареме Соломона
было "много жен-хеттеянок". Из египетских иероглифов после их прочтения стало
известно о соперничестве хеттов с египтянами за обладание страной Ханаан,
которую впоследствии стали называть Палестиной. Хеттский царь в египетских
документах выступает как равный противник египетского фараона. Особое значение
имела находка текста договора между хеттами и египетским фараоном на стене
храма в Карнаке. Хетты клялись в соблюдении соглашения "тысячью богов и богинь".
Но где находилось Хеттское царство? Что это за боги и богини, которых почитали
хетты? Были ли о них рассказы, подобные египетским мифам? Ответы на эти и
другие вопросы были получены после раскопок в 1906 г. на крутом берегу реки
Кызыл-Ирмак (древн. Галис — "соленая"), где была обнаружена столица
могущественной хеттской державы с царскими архивами. Тогда же обратили внимание
на известную уже ранее в окрестностях хеттской столицы отвесную скалу Язылыкая
с высеченными на ней изображениями богов, крылатых демонов, воинов в длинных
одеяниях и остроконечных шапках. Нетрудно было догадаться, что изображены хетты
и их боги.
Через девять лет после открытия хеттской столицы чешским ученым Бедржихом
Грозным были прочтены найденные во время раскопок клинописные надписи на
глиняных табличках. Позднее были расшифрованы хеттские иероглифические тексты,
и перед удивленным человечеством предстала неведомая цивилизация во всем
богатстве её представлений о самой себе и окружающем мире.
Сложность хеттского мира богов в нерасторжимом слиянии трех мифологических
систем — месопотамской, хурритской, анатолийской. Прийдя на территорию, занятую
до них народом высочайшей культуры хаттами, хетты не могли не воспринять их
мифологических представлений. Но и сами хатты в их тесном общении с миром
Месопотамии вобрали многие из мифологических представлений Двуречья. В хеттских
архивах сохранились тексты не только на хеттском языке, но и на
неиндоевропейских языках предшественников: и хаттов, и хурритов — народа,
близкого по культуре и религии к обитателям Месопотамии и Сирии. Используя в
богослужении то хурритские, то месопотамские, то собственно хеттские имена
|
|