|
Начинается маршрут за городскими стенами на вспаханном поле, проходит через
находящееся рядом с этим полем святилище главного божества города Куры и его
супруги Барамы, затем продолжается в усыпальнице обожествленных царственных
предков, и завершается в храме Куры и Барамы в Саце, в дворцовом комплексе Эблы.
С возвращением в Сацу в действие вступала великая богиня Ишкхара, именуемая
также «Львицей» и именно ей, а не Куре и Бараме отводится главная роль на этом
последнем этапе. (Matthiae, 1995, 155). Отход Куры и Барамы на задний план в
завершающей части свадьбы, скорее всего, связан с тем, что царская свадьба
воспринималась как аналогия брака главных богов Эблы. Кура с Барамой в этой
части церемонии как бы сливались с вступающими в брак царем и царицей.
Судя по тому, что супружеская пара главных богов города в виде статуй
сопровождает царскую чету на всем её пути и боги в конечном счете оставляются
наедине в брачных покоях храма, можно думать, что священный ритуал царской
свадьбы в точности имитирует брак Куры и Барамы. Описание его должно было
соответствовать содержанию мифа, до нас не дошедшего (или ещё не выявленного в
ждущих прочтения текстах Эблы).
Сокращенное переложение ритуала дано по приводимому П. Маттье переводу под ред
П. Фронцароли, впервые опубликованному в XI томе Archivi Reali di Ebla
(Matthiae, 1995а, 154 и сл.).
2. Вспаханное поле и половой акт на нем — важнейший элемент ритуалов, связанных
со стимуляцией плодородия.
Такова в греческой мифологии связь Деметры с Иасионом на трижды вспаханном поле,
от которой родился Плутос (богатство, изобилие), и подобные же ритуальные
действия, сохранившиеся в праздниках ряда современных народов (Фрезер, 1980,
465 и сл.).
3. Сикль — весовая денежная единица на древнем Востоке, в современной Эбле
Месопотамии — 8, 4 г. Таким образом, 40 сиклей — 336 г.
4. Украшения в форме лунного серпа, видимо, свидетельствуют о знакомстве народа
Эблы с общесемитским мифом о свадьбе лунного бога. Вариант этого мифа
сохранился в более позднем тексте из Угарита о женитьбе лунного божества Йариху
на дочери бога лета Хархаббу Никкаль. Детальный эблский ритуал может помочь
пониманию краткого изложения угаритского мифа. Также и в более поздних,
финикийских религиозных представлениях сохраняется значимость лунного серпа
(изображения на стелах финикийских тофетов, маски с прорезями для глаз в форме
лунного серпа).
5. Ишру и Анир — божества Эблы, не имеющие параллелей в других семитских
религиях.
6. Ткачество, таким образом, находится под особым покровительством царицы.
Также и в афинской мифологии оно было предметом особой заботы владычицы города
Афины, получавшей в день посвященного ей праздника одеяние, вытканное афинскими
девушками из знатных семей. Греческий миф о славившейся своим мастерством
Арахне, вызвавшей на состязание Афину, позволяет думать, что в семитском
мифологическом мире существовала богиня с этим именем, которое находит
объяснение в семитском глаголе со значением «ткать», имеющим ту же самую основу.
Символически пряха держала в своих руках нити жизни. Богини судьбы (мойры
греческой мифологии и парки мифологии римской) мыслились прядущими нить
человеческой жизни.
7. Связь магического свадебного обряда в Эбле с водным источником может быть
понята из хеттского текста сходного содержания — объезда хеттским царем и
царицей определенной территории. Ритуал осуществлялся там близ источника,
находящегося в лесу у города Тауриса, при этом царь совершал омовение (Ардзимба,
1982, 13 — 15). Вода повсеместно считалась средой для возрождения жизни
("живая вода").
8. Принесение жертвы колеснице связано с её обожествлением, явлением, в
древности распространенном. Колесница играла особую роль в религиозных
представлениях народов близкой к Эбле Малой Азии. Это священный предмет хеттов
в том же обряде объезда территории царем и царицей. Фригийский царь Мидас
приказал поставить на акрополь как жертву Зевсу повозку на которой к месту
свадьбы приехал его отец поселянин Гордий с его матерью-жрицей (Just., XI, 7,
5; Curt., III, 3; Arr., Anab., II, 3, 4). Это была та самая повозка с узлом,
разрубленным Александром Македонским. Такие же представления о святости
колесницы имелись и у этрусков, народа малоазийского происхождения. На
колеснице отправляется в Рим Танаквиль со своим мужем, будущим римским царем, и
так же, как во Фригии, на его голову падает орел — священная птица Зевса
(этрусского Тинии). Как священные предметы колесницы часто захоранивались в
гробницах этрусских лукумонов.
9. Адуллу и Башалу — царские сановники. В двух других вариантах ритуала названы
другие имена. Сыновья Ишаила и Ирдамаика — жрецы, назначенные для перенесения
изображений богов — как великих, так и более низкого ранга. Возможно, Ишаил и
Ирдамаик — имена не отцов этих людей, а богов, чьими служителями они были. Судя
по тому, что на каждое божество назначалось по два жреца и по аналогии с
принятой практикой, статуи богов переносили на носилках.
10. Человекоголовые быки — распространенные в Шумере гении-покровители царского
дома (шеду). Для Эблы не засвидетельствовано наличия таких же гигантских
многометровых статуй этих божеств, как в Шумере, однако использование их
изваяний в ритуале царской свадьбы показывает, что шумерский образ связанного с
царской властью фантастического животного был в Эбле воспринят.
11. Абур-лим и упоминаемые ниже Иббини-лим, Шагиш, Ишркут-Даму — имена
обожествленных царственных предков, известные также и по династическим спискам,
|
|