|
ещё семь богинь прекрасных вокруг вас в этот миг да встанут.
Разговор этот слышали боги, и собрались они отовсюду и сказали владычице Намму:
— Наконец, мы, бессмертные боги, будем жить, забот не зная, как лежебоки.
Пригласи же, Намму, на пир нас. Не скупись на ячменное пиво, какое имеешь в
запасе.
Так все боги на пир собрались. В сосудах из плоти Апсу светлое пенилось пиво.
Боги, честь ему отдавая, хвалу возглашали хозяйке и тем, кто своею работой
небожителям даст пропитанье. Энки и Нинмах рядышком сидели, словно жених и
невеста, вместе пили и вместе хмелели.
— Я сделаю то, что ты просишь, — обратилась Нинмах к Энки. — Но как бы узнать,
хорошо или плохо творенье, и судьбу ему как назначить?
— Ты лепи, что душе угодно. Лишь бы люди были на нас, бессмертных, похожи. А
судьба их — моя забота.
Нинмах руки в воде смочила, глины кусок отщипнула. И задвигались быстрые пальцы,
создавая богов подобья. Голова же богини кружилась, и земля под нею шаталась,
словно хмельная. И фигурки, что появлялись на её ладони, совершенством не
обладали. Вот возникает первый. Руки его слабы, ни согнуться, ни взять ничего
не могут; а вот и второй, подслеповатый, и третий, с ногою слабою и кривою, на
червя похожей.
Видит Нинмах, что вышли уродцы, и хотела их расплющить, но Энки уже дал
сотворенным вкусить хлеба.
— Пусть остаются! — сказал он веско. — Да будет первый стражем дворцовым,
второй же певцом пусть станет в гареме, мастером дел серебряных третий.
Затем вылепила Нинмах ещё одну пару людей, а вслед за ней и третью. И вновь
получились уроды. Дал и им Энки вкусить хлеба и определил им судьбы. А потом он
молвил:
— Давай поменяемся местами. Я буду лепить, а ты подыщешь применение.
И принялся Энки за работу. Со второй попытки ему удалось слепить существо с
двумя руками и двумя ногами. Но были его ноги тонки, как тростинки, живот вздут,
спина сгорблена. Был это старец, о которых говорят: "Его день позади".
Обрадовавшись удаче, Энки обратился к Нинмах:
— Назначь этому человеку судьбу, чтобы он мог пропитаться.
Нинмах рассмеялась:
— Какая может быть судьба у такого калеки! Видишь, у него дрожат руки и он
трясет головой.
С этими словами она подошла к созданию Энки и хлеб ему предложила. Он же не мог
его взять. Нинмах головой покачала:
— Не живой это человек. Нет ему на земле примененья.
— Но я же нашел примененье для твоих ублюдков, — вскипел Энки. — Отыщи и ты
примененье для моего созданья.
Так между Нинмах и Энки разгорелась ссора. Много они наговорили друг другу
обидных слов. Но женщина, даже если она богиня, всегда старается высказаться
последней, и Нинмах произнесла заключительное слово:
— Отныне не будет тебе, Энки, места на небе. Не будет тебе места и на земле.
Уйдешь ты в земные глубины и не увидишь света [7].
1. Каждый из мифов, относящихся к циклу о сотворении мира, дает ответ на тот
или иной вопрос о происхождении божественного порядка или отдельных его
элементов. Однако этот шумерский миф отвечает не только на вопрос, как
произошло человечество. С этим вопросом связан и другой, побочный: почему
человечество несовершенно, почему наряду с полноценными особями, способными
трудиться, содержать себя и богов, существуют люди немощные и больные, обуза
общества? Виновниками этого несовершенства рода человеческого выставлены сами
боги, неумеренные в питье пива. Вековой человеческий порок — пьянство —
перенесен на богов.
В тексте дошедшего до нас мифа имеются лакуны, не позволяющие понять, каких ещё
уродов, кроме трех названных, создали боги. Не ясна причина гнева Нинмах на
Энки, из-за которого последний был изгнан в земные глубины, где ему были
переданы подземные воды. Видимо, отношения между Нинмах и Энки выходили за
рамки порученного им дела сотворения человечества, и они были мужем и женой,
отцами человечества. Если это так, то удаление Энки в его собственный мир,
связано с необходимостью соединения супругов в нижнем мире.
2. Игиги — в большинстве шумерских и аккадских мифов боги небесные. Из
подземных к ним относится только Нергал, супруг богини Нижнего мира Эрешкигаль,
возможно, потому, что по собственному желанию оставил Верхний мир, к которому
принадлежал по праву рождения. Однако здесь они выступают в качестве
прислужников более раннего поколения — рожденных от Ану ануннаков, что
указывает на древнейший мифологический пласт.
3. Энки (дословно: "Дом земли") — владыка первозданной бездны и таким образом
всех первозданных вод, рек и источников, происшедших из изначального Апсу, а
значит и мудрости, знания, магии, в представлениях древних тесно связанных с
водной стихией. Лугальзаггиси, Эаннатум, Энтемена в своих надписях с гордостью
заявляют, что получили от него ум и мудрость. За советом обращается к нему и
Гудеа, получает от него план храма, который царю предстоит возвести. С конца
новошумерского периода с появлением космической триады Энки входит в неё наряду
с Ану и Энлилем.
Энки — создатель Эриду и всех городов Шумера, в которых пребывают боги, творец
государства, великий изобретатель, дающий каждой вещи её «судьбу».
4. Мотив создания человечества для обслуживания богов характерен для
большинства древних мифологий.
5. Апсу — первозданное божество, олицетворение бездны, подземных пресных вод,
|
|