|
И направляются они по дороге Луба к Ненашу. Первым движется Анир, за ним Кура с
Барамой. И выходят Кура, Барама, царь и царица на перекрестке дороги Луба,
выходят в сторону Ирада. Когда бог Солнце восходит в Ираде, барана, овцу,
серебряное ожерелье, подобное лунному серпу, передает Эннаил [11] от дома царя
богу Абур-лиму [12] в Ираде.
Выходят они из Ирада и движутся в сторону Удугхуду; когда восходит бог Солнце в
Ниапе, направляются по длинной дороге в сторону Ненаша. На перекрестке Ненаша
входят они в усыпальницу и совершается очищение усыпальницы.
Когда царь и царица входят в усыпальницу, баран, овца, серебряное ожерелье,
подобное лунному серпу, передается богу Агу Ненаша [13].
Вступив в усыпальницу, отправляются Кура и Барама в свой предел и там пребывают.
Входит и царь в свой предел, царица же — в свой. И пока находятся царь и
царица в своих пределах, передает Эннаил быка серого цвета, двух овец,
серебряное ожерелье, подобное лунному серпу, для бога Иббини-лима; двух овец,
серебряное ожерелье, подобное лунному серпу, для бога Шагиша; двух овец,
серебряное ожерелье, подобное лунному серпу, для бога Ишркут-Даму.
Поднявшись с льняных полотнищ, выходят царь и царица, и усаживаются они на
троны отцов своих и ждут, когда наступит миг появления бога Солнца. Как только
восходит бог Солнце, взывает "Тот, кто назначен взывать", плакальщики же
затягивают плач, плач богини Нинту [14], разгневанной богини. И "Тот, кто
отвечает за сияние", молит о возвращении сияния, и Нинту делает вновь сияющими
и Куру и Бараму, и царя, и царицу. "Тот, кому поручено окропление", трижды
окропляет из кувшина усыпальницу Ненаша. Сын Нацаму [15] кладет на стол цепь
для сокровищницы богини Аштар [16], помещая её сбоку от богини, и затем трижды
приподнимает её, третий раз — перед восходящим богом Солнцем.
Овцу для Куры, овцу для Барамы, овцу для Ишру передал Ибриум [17] на глазах у
Куры, пока царь и царица оставались в пределе. Передает Ибриум также телку и
овцу для восходящего бога Солнца. В течение десяти дней по овце для Аштар, за
десять дней десять овец для богов передает Ибриум. "Тот, кому поручено
окропление", окропляет усыпальницу. Очищенное масло предусмотрено для богов,
предусмотрено оно и для людей. Плакальшики исполняют плач, а человек города
Харугу произносит слова благословения. Затем трижды проигрывают плач царя,
трижды — плач царицы и семь раз произносит благословение женщина, на которую
возложена забота об одеяния, о покрывале для царицы. После этого покрывает она
голову и руки царицы, пока царь и царица сидят на тронах отцов своих. Когда бог
Солнце приближается к дверям предела Куры, царица сидит слева от царя. Царь и
царица несут сосуды с маслом в то время, когда боги и суверены [18] входят в
свои два предела. Царь и царица не должны вручать приготовленного, пока боги и
суверены находятся в своих пределах. Приготовленное было вручено предыдущим
вечером. А пока они находились в усыпальнице, для семикратного повторения
ритуалов было соткано четыре одеяния по образцу тех, что носят в Мари: для Куры
и Барамы и для царя и царицы.
Когда они направляются к Саце, руки их не украшены, руки их не соединены.
Первин стада царя и царицы никто не ест. Потом ест их царица и тогда начинают
есть и все остальные. Пока царь совершает священнодействие в храме для бога
Шагиша, устанавливается статуя для духа-покровителя царя, а затем и для
духа-покровителя царицы. Царь передает серебряное изображение богини Ишкхары
[19] из самшитового дерева с серебряной головой и серебряный пояс на чаше.
Передает он также изображение львицы из самшитового дерева с серебряной головой,
серебряный пояс и чашу на цепи.
И остаемся мы для двух семикратных ритуалов на протяжении семи дней и ещё семи
дней. Когда мы отпраздновали в этот день семикратный ритуал, голова Куры
покрывается, и выходят царь и царица. И затем возвращаются они в храм богов
чтобы вкусить жертвенной козлятины.
1. Один из наиболее значимых религиозно-мифологических документов архива —
обстоятельно изложенный ритуал царской свадьбы. О том, что ритуал царской
свадьбы был воспроизведением свадьбы главных богов пантеона и в Эбле должен был
существовать соответствующий праздник бракосочетания богов, свидетельствуют
паралели с сопредельным шумеро-аккадским миром. Праздник, занимавший по
торжественности второе место после новогодних торжеств, хорошо известен по
клинописным текстам I тысячелетия до н. э. Золоченые статуи вносили в брачные
покои, где они бок о бок проводили всю ночь (точная параллель внесения Куры и
Барамы в их предел и оставление там наедине, пока в своих пределах находятся
царь и царица). Хотя подобного описания ритуала для III тысячелетия до н. э. в
Месопотамии не сохранилось, имеющиеся тексты позволили шумерологам прийти к
выводу, что брак богов в шумеро-аккадском мире представлялся как союз царя и
царицы (см.: Kramer, 1945; Kramer, 1983). Наличие в Эбле праздника
бракосочетания богов, сходного с шумеро-аккадским, вытекающее из ритуала
царской свадьбы, предполагает и наличие соответствующего иерогамического мифа.
Ежегодное нисхождение бога на ложе жрицы в специально отведенном помещении
храма, или освященный богами союз царской четы, или ритуал соединения царя с
жрицей мыслились залогом плодородия земли, плодовитости людей и скота,
всеобщего благосостояния.
Документ дошел в трех практически одинаковых редакциях. Судя по разным именам
действующих лиц, эти варианты связаны с тремя царскими свадьбами. Приводимый
вариант относится к свадьбе второго из царей Эблы. По существу это скрупулезно
разработанный сценарий, в котором расписана роль каждого из участников
мифологического действа, определен точный маршрут, которому должна следовать
священная процессия с указанием мест остановок в священных местах и действий,
которые во время этих остановок должны производиться.
|
|