|
олицетворяла правящая царица, соединение с которой царя мыслилось актом,
стимулирующим плодородие.
Вошли, хотя и в меньшем числе, в пантеон Эблы также шумерские боги. Среди них
достаточно широко представлены Энлиль (в форме Иллилу), главный бог Шумера,
самый значительный центр почитания которого находился в Ниппуре, Нергал, бог
подземного мира, богиня-покровительница знания Нисаба, Ану, чьи два древнейших
святилища известны в Уруке, а также, несмотря на наличие их аккадских аналогов
— Инанна (аккадская Иштар) и Уту (аккадский Шамаш), особенно часто Энки
(аккадский Эа), главный центр почитания которого был в Эриду, и реже его
супруга Нинки. В заклинаниях жители Эблы обычно призывали, как и их шумерские
соседи, богиню Нингириму. Определенную, правда, пока неясную роль играло
божество Даму из круга Думузи.
Все эти боги-чужеземцы порой имели на территории Эблы собственные храмы.
Некоторые из них были тесно связаны с ритуалами Эблы; многие включены в
официальные списки получателей жертв, и это боги не только родственного жителям
Эблы семитского мира, но и шумерской части Месопотамии, причем нередко
относящиеся к достаточно далеким регионам Южной и Северной Месопотамии и даже
расположенного в Ливане Библа — например, Нидакул из Арукату, Адаб из Халама,
Луба, Абатти и Анниз (Pettinato, 1986, 332). Содержащиеся в текстах уточнения,
к какому именно из городов относится божество, включенное в список, скорее
всего, может рассматриваться как свидетельство особой заинтересованности
правителей Эблы в покровительстве того или иного чужеземного бога на конкретной
территории, с ним связанной. И это во многом объясняет уникальную практику
широкого привлечения чужих богов обильными жертвами и соучастием в ритуалах.
Другим древневосточным обществам такая практика неизвестна. Торговый характер
экономики Эблы требовал заботы о безопасности дальних маршрутов, по которым
направлялись купцы. Это объясняет уважение населения Эблы к богам своих
торговых партнеров. Но в ономастике имена этих богов отсутствуют. Здесь
зафиксирован круг семитских божеств, главным образом великих — таких как Кура,
Идакул, Ил, Рашап, Каниш, Шамаш, Даган (Matthiae, 1989, 297).
Естественно, что со сменой населения после восстановления Эблы ок. 2000 г. до н.
э. пантеон не остался неизменным. Многие боги исчезли; некоторые, переменив
имена, вошли в пантеоны других сирийских городов; появились новые боги, о чем
можно судить, однако, лишь на основании косвенного материала сопредельных
земель. Для нас же здесь представляет интерес пантеон в том виде, в каком он
сложился в древнейший период истории Эблы, до аккадского завоевания, поскольку
это самое древнее свидетельство о религиозном мире Сирии.
1. Раздел написан Л.С. Ильинской.
2. Изображения богини, восседающей на колосе, которые раньше относили к Нисабе
(Нидабе), теперь принято считать женским божеством плодородия, скорее всего,
Аншан (Cancellino, 1970, 22).
Гимн Шамашу [1]
Неба привратник, Шамаш прославленный!
Жизни хранитель, царской власти оплот,
Бог сияния и ликования, гонитель страха,
Рожденного Апсу,
Страж уставов, назначенных Эа [2],
Зоркое око над всеми странами,
Торговцам безопасность дарующий,
Наполняющий землю богатствами.
Породы деревьев все драгоценные
Кипарис и кедр с можжевельником,
Ароматное масло и мед сладчайший
Сохраняющий для люда торгового,
На суда грузить помогающий
И эти товары и богам благовония,
Блеск свой по всей земле расточающий,
Лучами своими весь мир покрывающий,
Одаряющий двор Энна-Ура
Свинцом, золотом, ляпис-лазурью.
Земля травою зеленой покроется,
Засверкают на небе молнии,
Вздрогнет Шаршар, гора могучая,
При появлении лучей Шамаша,
Богатства его великого.
Быки разбегутся в ужасе.
Шамаш сиятельный, торговец доблестный
Море пересечь торопится,
Чтобы там насладиться отдыхом.
Там в чертоге, Шамашу назначенном,
Трон поставлен его сиятельству,
Сыну Сина святилище [3].
Боги к порогу дома приблизились,
Также и звезды с неба сошедшие.
|
|