Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Александр Немировский - Мифы древности - Ближний Восток
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-
 
место его ставит, в частности, царь Лагаша Гудеа в своей надписи; возглавляет 
пантеон он ещё в период Ларсы и Исины, но затем оказывается вытесненным с 
небесного трона собственным сыном Энлилем, сохранив при этом, однако, свою 
значимость и участвуя во многих начинаниях совместно с новым владыкой небес.
4. Ки — «земля».
5. Энлиль, дословно: "господин воздушного пространства, атмосферы, имя, в 
котором, как считают исследователи, заложен в соответствием со значением слова 
lil ("воздух", «пространство», "буря") двойной смысл дыхание, дух, с одной 
стороны, ветер, циклон, с другой, и первоначально он прежде всего был связан с 
бурными проявлениями природы (ураганом, дождем). Энлиль — владыка всего 
находящегося между небом и мировым океаном, по которому плавает земля, со 
времени третьей династии Ура сменивший Ану на небесном престоле и считавшийся 
отцом богов, как и Ану. Вместе с Ану он решает судьбы Шумера. Он — господин 
жизни, могучий разумом мудрец, всеведущий в законах. В его руках 
устанавливаемые им судьбы людей. Но вместе с тем в своей ипостаси ветра, 
циклона он разрушитель, "дикий бык", "страшный в своем гневе, приводящий в 
трепет небо и землю".
6. Ануннаки (от шумерского nunnak — "порождение божественного владыки") — общее 
название богов, действовавших, как правило, на земле и в подземном мире. Судя 
по изложенному ниже мифу о сотворении людей, это боги, первоначально не только 
не находившиеся ни в чьем услужении, но, напротив, пользовавшиеся трудом другой 
группы богов, игигов, впоследствии рассматриваемых как боги высшие, небесные. 
Надо думать, что свитой богини подземного мира они стали мыслиться именно 
потому, что оказались оттесненными в земные глубины следующим поколением богов. 
Они стали на земле чем-то вроде римских гениев, ведавших людскими судьбами, в 
подземном же мире — судьями.
Количество ануннаков в разных мифах Шумера и Аккада исчислялось по-разному: 
например, в аккадской космогонической поэме "Когда вверху" их 300 отнесенных к 
земному миру и 300 — к подземному; в других мифах названы другие цифры, 
значительно друг от друга отличающиеся. К тому же, термин ануннаки мог 
употребляться для богов вообще (Falkenstein, 1965, 127 и сл.), которых к концу 
ХХ в. до н. э. насчитывалось около 3300, правда, вместе с их эпитетами (Cagni, 
1970, 95).
7. Ниппур считался резиденцией Энлиля. В основе названия его главного храма 
Э-кур ("Великая гора") лежит один из эпитетов Энлиля — Кургал ("Великая гора"). 
Для обеспечения достойных жертвоприношений великому богу в Ниппуре существовал 
специальный питомник для разведения жертвенных животных.
8. Нунбаршегуну — одно из имен Нидабы.
9. Рассказ о соблазнении Нинлиль восходит к более ранней мифологической 
традиции, чем вступающий с ним в противоречие миф о женитьбе Энлиля на Нинлиль.
10. Нанна — бог Луны, в доаккадский период, судя по текстам, существенной роли 
не игравший (Castellino, 1970, 12). И, возможно, именно поэтому его рождение 
оказалось связанным с подземным миром, а не со сферой небесных богов. 
Показательно, что мотив рождения Нанны в Нижнем мире имеется лишь в приведенном 
мифе и больше нигде не присутствует.
Значение Нанны возрастает в новошумерский период. Именно тогда он входит в 
астральную триаду Нанна-Уту-Инанна и начинает рассматриваться как сын Ану и 
порой как отец Уту. В стеле Эаннатума он назван "могучим факелом Энлиля", царь 
Уммы Лугальзаггиси именует себя его визирем, цари III династии Ура называют его 
своим царем; на стеле Ур-Наммы он изображен с атрибутом царского достоинства — 
скипетром (Castellino, 1970, 12). Главный центр его почитания — Ур, где он имел 
храм с большим зиккуратом.



Сотворение людей

(Миф шумеров) [1]
Во дни былые, когда небеса от земли отделились, в былые ночи, когда земля от 
небес отошла, умножилось небожителей племя и от нехватки пищи страдало.
И ануннаки, старшие боги заставили младших, игигов [2] трудиться. И рыли игиги 
канавы, и носили на плечах тяжелые корзины с землею, и орошенные поля засевали. 
И не было конца их труду. И возроптали они, и побросали в огонь свои мотыги, и 
двинулись к Энки [3] искать справедливости.
Заволновались ануннаки: без работников не стало в мире пищи. Собрались они все 
вместе и запричитали, сетуя, что спит Энки в глубине Энгури, куда никто 
проникнуть не смеет. И услышав стоны и жалобы богов, отправилась к Энки 
праматерь Намму.
— Проснись, сын мой! Покинь свое мягкое ложе в глубине тихоструйной Энгуры. Сон 
прогони! Избавь богов от терзаний!
— Я сделал все, что было в силах моих, — ответил Энки, не поднимая головы. — Я 
от трудов утомился. У братьев моих и сестер на уме лишь пиры да веселье.
— Нет! Не все ты сделал, — возразила мудрая Намму. — Помощников ты не сделал, 
которые взяли бы на свои плечи наши заботы [4].
— Каких ещё помощников! — удивился Энки.
— Людей! — ответила Намму. — Пусть они будут по виду на братьев твоих похожи, 
но бессмертья не знают.
— Из чего же я их сделаю? — спросил Энки, спуская ноги с ложа.
— Из плоти Апсу [5], - ответила Намму. — Из самой его сердцевины. Эту плоть 
называют глиной. На воде ты её замешаешь. А лепить тебе Нинмах [6] поможет. И 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-