Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Александр Немировский - Мифы древности - Ближний Восток
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-
 
были сотворены всякие работы, всякие искусства, и среди них согласное движение 
рук, ног и тел по приказу, задуманному сердцем и выраженному языком. И было 
сказано о Птахе: "Он, сотворивший все сущее и создавший богов". И так было 
установлено и признано, что его могущество превосходит могущество других богов. 
Сам Птах, супруга его Сехмет и их сын Нефертум, в чье владение отдал Птах всю 
растительность земли, составили триаду. И умиротворился Птах, создав все вещи, 
и произнес божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, 
водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И 
вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех древесных пород, камня и 
глины и приняли в них свой облик [5].
1. Данный текст относят ко времени царя XXV эфиопской династии Шабаки (около 
710 г. до н. э.). В это время древний политический и религиозный центр Мемфис 
вновь стал столицей и "весами обеих земель", главным религиозным центром, и это 
потребовало обоснования в виде прославления Птаха.
Во вводной части "Стелы Шабаки" сказано, что фараон нашел в храме полуистлевший 
папирус и велел воспроизвести его текст на камне. Это явно выдумка, так же как 
и сообщение о находке в храме Йахве в Иерусалиме текста древних законов. Такого 
восхваления Птаха не могло быть в древние времена. Нововведением является то, 
что мир и боги созданы не с помощью физического акта, как это характерно для 
древних космогонии и теогонии, а мыслью и словом. Мемфисский текст делает 
понятным появившийся примерно в то же время в Палестине рассказ о сотворении 
мира Йахве.
2. Птах (Пта) — главный бог Мемфиса, культ которого приобрел общеегипетский 
характер и был распространен также в Нубии, на Синае, в Палестине. Он имел 
титул "главный руководитель ремесленников" и изображался в одеянии, плотно 
стягивающем все тело, кроме кистей рук, с посохом. Греки отождествляли Птаха, 
как покровителя ремесел, с Гефестом (Herod., III, 37).
3. Ка — первоначально олицетворение жизненной силы богов и царей, воплощение их 
могущества. Часто богам приписывалось несколько Ка. Впоследствии обладание Ка 
стало приписываться и людям, так что оно понималось не только как жизненная 
сила, но и как двойник человека, нераздельно существующий вместе с ним и при 
жизни, и после смерти.
4. Хемсут — женская параллель Ка.
5. Совсем по-иному рисуется образ Птаха в гимне эпохи Нового царства: "У тебя 
нет отца, который вскормил тебя после рождения, у тебя нет матери, которая тебя 
родила. Ты сам себе Хнум (т. е. творец)… Ты вступил в страну как правитель… Ты 
прогнал мрак и небытие лучами своих очей, этих барок, плывущих по небу… Твои 
оба глаза преобразуют день и ночь, твой правый глаз — Солнце, твой левый глаз — 
Луна, твои отображения — вечные звезды". В эту эпоху храм Птаха в Мемфисе был 
огромным комплексом, включавшим храм Аписа и многих других богов. Птах приобрел 
их черты.



Сотворение мира

(Гераклеопольское сказание) [1]
Создал владыка обеих земель для людей, своего стада, вышедшего из тела его, 
небо и землю, уничтожив хаос и сотворив воздух для дыхания. Сотворил он 
растения, животных, птиц и рыб для их пропитания. Сотворил он на благо живущих 
по их желанию свет и, восходя на небе, плывет по нему, чтобы могли люди 
созерцать его. Создал он правителей, поручив им поддерживать слабого, сотворил 
чары, чтобы могли люди защищаться от предстоящего, и воздвиг места для молитв, 
откуда мог слышать их плач и мольбы.
Но грозен он по отношению к тем, кто злоумышляет против него, даже если это его 
собственные дети, беспощадно истребляет он врагов своих.
1. Гераклеопольский рассказ о сотворении мира составляет часть сочинения XXII в.
 до н. э. "Поучение гераклеопольского царя своему сыну", хранящегося в Эрмитаже.

Город Хенсу, известный грекам под названием Гераклеополь, считался одним из 
мест, где творец впервые вступил на сушу из первозданной океана. О главном боге 
Гераклеополя Хершефе в одном из текстов говорилось: "Где он восходит, земля 
озаряется, его правое око — солнце, левое — луна, его душа — свет, из носа его 
выходит дуновение, чтобы все оживлять".



Хнум — творец мира [1]

Благотворен божественный Хнум, сын Нуна. Исходит из него сладостное дыхание 
севера. Вдохнули его рожденные им боги, вдохнули его вылепленные им на 
гончарном круге люди, пронизало оно все, что имеет форму, движется и живет. 
Хнум создал обе земли, построил города и разделил поля.
1. Текст, на котором основывается изложение, обнаружен в греко-римском храме 
селения Эсне. Центрами почитанияХнума — одного из древнейших египетских богов, 
кроме Эсне, были остров Элефантина, Антиноя и многие места Нубии. Первоначально 
Хнум мыслился в облике барана с закрученными рогами, впоследствии — человека с 
бараньей головой. Хнум считался подателем воды, хранителем истоков Нила. 
Рисунки, изображающие его лепящим человека и его двойник Ка на гончарном круге, 
появились в Египте в середине II тыс. до н. э., в период правления XVIII 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-