Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Александр Немировский - Мифы древности - Ближний Восток
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-
 
статуэтки. Сохранившиеся изображения египетских богов — это окаменевшие мифы. 
Боги представлены в своем полуживотном-получеловеческом облике (с человеческими 
телами, но головами кошек, соколов, шакалов) с атрибутами своей власти. 
Создатели этих произведений удивительным образом донесли своеобразие духовной 
жизни египтян. Но застывший язык форм и жестов настолько условен и символичен, 
что его дешифровка не уступает по сложности дешифровке иероглифов. В египетских 
росписях и рельефах, несмотря на их реалистическую манеру, нет ничего от 
иллюстрации к эпизоду мифа. При этом загадочен как каждый элемент изображения, 
так и их сочетание (Рак, 2000, 19 и сл.).



Сотворение мира

(Гелиопольское сказание) [1]
Говорит Владыка Вселенной после того, как он воссуществовал:
— Я тот, который воссуществовал как Хепри [2]. Я воссуществовал, и 
воссуществовали существования, и многие существа вышли из моих уст. Не было ещё 
ни неба, ни земли. Не было ещё ни суши, ни змей. Простирался неоглядный Нун, 
застывший в неподвижности погруженный в непроницаемую тьму [3]. Выйдя из него, 
я не отыскал места, куда ступить, и поэтому создал вечный холм Бен-Бен. Став на 
него, поразмыслил я перед лицом своим и приступил к творению. Будучи один, я 
выплюнул Шу [4] изо рта, изрыгнул Тефнут [5]. И произнес тогда Нун: "Да 
возрастут они!" Но затерялись созданные мною Шу и Тефнут во мраке, ибо не было 
ещё тогда света, и пришлось мне послать на их поиски свое Око. Слишком долго не 
возвращалось оно, и сотворил я себе другое, новое Око и наделил его 
великолепием.
Между тем разыскало мне старое Око во тьме Шу и Тефнут и вернулось вместе с 
ними ко мне. И радуясь тому, что вновь со мной мои дети Шу и Тефнут, я омыл их 
ручьями слез. Потекли слезы на землю, и там из них слепились люди. Око же 
разгневалось на меня за то, что на его законном месте появилось другое Око [6]. 
Но я успокоил его, укрепив на моем челе, чтобы стало мне Око вечной защитой, 
даже когда творения мои удаляются от меня.
1. Текст представлен на папирусе Бремнер-Ринд времени Александра, сына 
Александра Македонского, и датируется 312 — 311 гг. до н. э. Однако его 
содержание восходит к эпохе фараонов, к так называемым "Текстам пирамид", 
которые также частично использованы в нашем переложении.
2. Хепри — одно из имен солнечного божества Атума, усиливавшее в подлиннике 
аллитерацию: слово «Хепри» произведено от египетского глагола «существовать». 
Возможно, в русском языке эту аллитерацию можно было бы передать словами 
"воссуществовали как сущность".
3. Нун — во всех египетских космогониях олицетворение первозданных вод 
праокеана, окружавшего землю. В Гелиополе из вод Нуна возникло солнце Атум. В 
Гермополе Нун и его супруга Наунет составляли первую пару богов в образах 
лягушки и змеи. В Мемфисе Нун был отождествлен с Птахом, а в Фивах — с Амоном.
4. Этот способ творения — фактически аналог характерного для многих космогоний 
варианта творения словом. Шу — бог воздуха, точнее, персонификация пространства 
между небом и землей, ибо имя его означает «пустота». По другой версии мифа, 
Атум выдохнул Шу через нос. Шу изображался в виде человека с распростертыми 
крыльями, держащего в руках символы жизни.
5. Тефнут — богиня влаги и в то же время богиня мирового порядка. Ее земным 
воплощением считалась львица. Тефнут была так тесно связана с Шу, что часто их 
воспринимали как пару богов в облике львов.
6. В некоторых толкованиях старое Око рассматривается как правое, 
олицетворенное с Солнцем, новое — как левое, олицетворение Луны. Символ защиты 
бога и его восприемников фараонов — Солнечное око, изображаемое в виде 
змея-урея — входило как составная часть в корону богов и фараонов.



Сотворение мира

(Мемфисское сказание) [1]
Было время, когда не существовало ещё мира, не существовало и богов. Первым 
появился Птах [2], никем не рожденный, сам по себе. Он-то и создал мир и 
населивших его богов. Зародилась в сердце Птаха мысль в образе Атума, возникла 
она на языке в этом образе. Сначала сотворил Птах Ка [3] — свой двойник, и анх 
— знак жизни, которую решил создать на земле. И прежде чем приступить к 
заселению земли богами, Птах создал их силу, чтобы вселить в богов в момент их 
сотворения. Птах в каждом теле, во рту каждого из богов, всех людей, всех 
зверей, всех червей и всего живущего, ибо он мыслит и повелевает всеми вещами, 
какими хочет. Девятка богов Атума возникла из его семени и пальцев, но Девятка 
богов Птаха — это зубы и губы в этих устах, которые произносят названия всех 
вещей и из которых вышли Шу и Тефнут. Девятка Птаха создала зрение глаз, слух 
ушей, обоняние носа, дабы они все передавали сердцу, ибо всякое истинное знание 
происходит от восприятия, язык же повторяет лишь то, что замыслено сердцем. 
Именно так были рождены все боги, Атум и его Девятка. И каждое божественное 
слово возникло из того, что задумало сердце и выговорил язык. Так были созданы 
не только боги, в том числе Хемсут [4], давшая пищу, без которой прекратилась 
бы жизнь на земле. Так дана была жизнь миролюбивому и смерть преступному. Так 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-