Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Александр Немировский - Мифы древности - Ближний Восток
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-
 
династии.



Великая восьмерка

(Гермопольское сказание) [1]
Вначале были Хаос и Бездна, Беспредельный и Беспредельная, Мрак и Тьма, Воздух 
и Буря — четыре супружеские пары, восемь божественных стихий. Они создали Свет 
и первозданную Твердь, на которой появился первый из городов — Хемену [2].
1. Эта легенда о сотворении мира бытовала в городе Среднего Египта Хнуме 
("Восьмерке"), который греки называли Гермополем — городом Гермеса, поскольку 
он был центром почитания Тота, отождествляемого ими с Гермесом. Восьми стихиям 
в египетском оригинале соответствуют Нун и Наунет, Хух и Хаухет, Кук и Куакет, 
Амон и Амаунет. Изображались они с головами лягушек и змей, живущих в болоте.
В отличие от космогонии других египетских городов здесь два первых элемента 
мироздания — свет и твердь — порождение четырех мужских и женских начал-стихий. 
Не исключено, что первоначально четыре пары мыслились как четыре сменяющих друг 
друга мировых периода (золотой, серебряный, медный, железный века), а 
соединение их — позднейшая жреческая конструкция, призванная объяснить название 
города.
2. Существовала и менее абстрактная версия рождения мира, согласно которой 
появился на изначальном холме лотос, и родился из цветка лотоса лучезарный Ра. 
Заплакал младенец от радости, что обрел жизнь, и слезы его, касаясь холма, 
превращались в людей. И создали люди на первозданном холме город Гермополь. А 
может быть, Ра появился не из лотоса, а из яйца, снесенного на первозданном 
холме Великим Гоготуном, который первым прорезал своей белизной извечную тьму и 
нарушил вечное безмолвие Нуна своим раскатистым гоготанием. Но каково бы ни 
было рождение Ра, с его появлением разлился свет по земле. И в освещенном им 
мире создал Ра первую пару богов — Шу и Тефнут, от которых и пошли все 
остальные боги.



Бог Тот [1]

Призвал к себе однажды Ра своего сына Тота и сказал ему:
— Будь моим лунным глазом на небе, когда я освещаю страну блаженных. И станут 
говорить о тебе с почтением: "Это Тот, заместитель Ра".
Так стал Тот помощником Ра, его визирем, и оказалось в его ведении время, а 
вместе со временем также и счет. Перешли к нему знания и священное письмо. Стал 
он на земле покровителем тех, кто пишет и ведет счет, а в загробном мире сам 
выполнял работу писца на великом суде богов [2]. И поскольку у него на глазах 
постоянно взвешивали сердца умерших прежде, чем решить их судьбу, Тот стал 
владыкой Истины [3] и помощником судей в вынесении справедливых приговоров.
1. Миф о Тоте, как и предшествующий о восьмерке богов, связан с городом 
Гермополем. Бог Тот, как полагают египтологи, получил имя от названия одного из 
мест его культа. Тот почитался в облике болотной птицы ибиса, пожирательницы 
змей, или обезьяны павиана. Его считали богом Луны и, подобно другим лунным 
богам, волшебником и знатоком магии. В эпоху Древнего царства Тота считали 
"владыкой чужестранцев" и "господином кочевников", позднее от этой функции у 
Тота сохранилось представление о нем как о знатоке языков разных стран. В эпоху 
Среднего царства Тот приобретает функции Судьи, божества времени и медицины 
(Тураев, 1898, 34 и сл.).
2. От эпохи Нового царства дошли обращенные к Toтy молитвы писцов. У древних 
египтян существовала и особая богиня искусства письма — Сешат, которая в ряде 
мифов фигурирует как его жена.
3. Богиня истины Маат, хотя и реже, чем Сешат, мыслилась супругой Тота.



Явление Амона [1]

Первым из богов появился Амон, великий владыка Фив, первой земли, выступившей 
из начальных вод. Никем не сотворенный, Амон создал сам себя. Он явился в 
облике прекрасного нильского гуся. И прозвучал его голос, голос великого 
гоготуна, голос, нарушивший безмолвие только что рожденного мира.
И стал он дыханием жизни всего сущего. Ведь имя его — жизнь. Из глаз его 
появились люди, из уст — боги, сотворил он растения и все, что есть на земле 
живого и мертвого. А когда появился песок и обозначились границы пахотных 
земель и основной земли на холме, Амон указал людям их пути, и благоустроили 
они города.
1. В космогонии Фив, ставших столицей Египта, на главную роль вышел один из 
второстепенных членов восьмерки богов — Амон-Амаунет. Его отождествили с 
древними богами Мемфиса и Гелиополя, провозгласив древнейшим из богов обеих 
земель. В соответствии с этим и город Амона Фивы стал считаться древнейшим из 
городов, а его воды и суша объявлены «первозданными».
По укоренившейся в Египте привычке мыслить богов в образах животных, Амона 
представили в облике барана той новой курдючной породы, которая в эпоху Нового 
царства вытеснила старые породы этого животного. Гуси, бывшие излюбленной пищей 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-