Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Александр Немировский - Мифы древности - Ближний Восток
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-
 
Герман Гессе

Древние греки рассказывали о каменной статуе египетского героя Мемнона, которая 
издавала звуки, как только её касалось лучами солнце. Такими поющими камнями 
оказались каменные статуи и плиты, испещренные письменами. Когда их удалось 
прочесть, они запели гимны богам, сотворившим небесные светила и землю, 
поведали о судьбах умерших в подземном мире. Солнцем оказался человеческий 
Разум, воспетый А.С. Пушкиным как раз в те годы, когда Франсуа Шампольон 
совершил свое великое открытие.
К песням камня присоединили свои голоса египетские пески, сохранившие папирусы 
с письменами. Так раскрылась перед человечеством картина фантастического мира, 
в чем-то сходная с той, которая была ему известна из Библии и из творений 
греческих поэтов, но во многом и отличная от нее.
К несчастью, песни камней и песка часто обрываются на полуслове. То, что нам 
известно, — это отрывки богатейшей религиозно-мифологической литературы 
Древнего Египта. Немалые трудности при воссоздании цельной картины вызваны 
противоречивостью египетских рассказов о богах, обусловленной обстоятельствами 
многовековой истории египетского народа. На протяжении тысячелетий египтяне 
жили в отдельных, мало связанных друг с другом областях — номах. В каждом номе 
почитали своих богов. Подчас это были воплощения одних и тех же сил природы с 
разными именами. Так, богом земли в одних номах был Акер, в других — Геб, 
богиня-мать в одном номе именовалась Мут, в другом — Исида. Представления о 
боге с одним именем в разных номах были также противоречивы. Если в мифах нома 
Гелиополя бог Сет — злейший противник солнечных богов, то в мифах нома 
Гераклеополя он "очаровывающий Сет" — помощник бога солнца Ра, спасающий 
солнечную барку и её «команду» от смертельной опасности. С необычайной 
текучестью представлений о богах связывалась также возможность изменения их 
родословной и отождествления одних богов с другими.
Египетские боги и богини часто выступали в облике животных, птиц, 
пресмыкающихся, и это очень удивляло греческих путешественников, которые 
привыкли мыслить своих богов в человеческом облике. Греческий историк Плутарх, 
объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что это следствие 
страха перед этими самыми ужасными из диких животных. Но в Египте поклонялись и 
другим животным, не вызывавшим ужаса, например зайцу, газели, лягушке. Поэтому 
греки придумали и другое объяснение удивлявшего их облика египетских богов: 
чем-то напуганные, боги в страхе надели звериные маски и в них остались.
Современные исследователи доказали, что культ животных у всех народов древнее 
почитания богов в человеческом облике. Таким образом, стало ясно, что 
египетская мифология сохранила черты глубочайшей древности. Однако это отнюдь 
не свидетельствует о её примитивности. Религиозно-мифологическая система Египта 
отличается такой изощренной доскональностью, какой не знает ни одна из развитых 
религий древности.
Египет был страной древней земледельческой культуры, и героями египетских мифов 
становились боги, покровительствующие земледелию: "кормилец Нил", солнечные 
божества Ра, Амон, Атон, — враждебные богам окружающих долину Нила пустынь, 
откуда дули губительные, иссушающие ветры и приходили племена, жадные до 
египетских богатств.
Героев-полубогов, типа месопотамского Гильгамеша, египетская мифология не знала,
 как не знала она ни их подвигов в борьбе с дикой природой, ни их благодеяний 
человечеству. Возможно, это связано с характером политической системы, когда 
«героическим» считалось продвижение чиновника по бюрократической лестнице 
(Большаков, Сущевский, 1991, 3 и сл.).
Как и другие народы Переднего Востока, египтяне почитали юного умирающего и 
воскресающего бога растительности, называя его Осирисом. Любовь Осириса и его 
супруги Исиды — тема одного из главных циклов египетских мифов, отражающих 
природный цикл (рождение, увядание, смерть, возрождение). С воскресением 
Осириса связывалась возможность возвращения к жизни умерших при условии 
сохранения тела как вместилища души. Отсюда не имеющее параллелей по 
разработанности и затрате средств стремление уберечь человеческие останки от 
гниения с помощью мумификации и сооружения гробниц из вечного камня. Культ 
вечности наложил отпечаток на все стороны египетской идеологии и культуры, в 
том числе и на мифологию.
В египетских мифах нашло отражение складывание сословной общественной 
организации деспотичного государства, равно как и противоречия между "Двумя 
Землями", как египтяне называли вытянувшуюся с юга на север зажатую пустынями 
узкую долину Нила и обширную его Дельту. Некоторые боги становились 
покровителями царей при жизни и охранителями нетленной мумии. Но и сам 
находящийся под покровительством богов царь мыслился богом: при жизни — Гором, 
а после смерти — Осирисом.
Во всех мифологических системах, начиная с самых примитивных, почитались воды в 
виде речных духов, богов и богинь. Но ни одна из рек не занимает места, 
сопоставимого с тем, какое принадлежит в египетской мифологии Нилу. Хапи (как 
называли реку египтяне) пронизывал не только страну, но и сознание её 
обитателей. Он мыслился стержнем жизни и смерти, существуя не только как зримая 
река, создающая плодородие, но и как небесный поток, снабжающий водою все 
народы. И в то же время Нил протекал по полям подземного мира и был связан с 
водами смерти, с умирающими и воскресающими богами, с похоронными обрядами. Нил 
мыслился богом и отцом богов.
Огромную услугу в понимании египетских мифов оказывают находящиеся в 
распоряжении науки изображения богов на рельефах в гробницах и храмах, статуи и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-