|
«подвигов» царя и его «молодцев».
9. Эти и другие опущенные при изложении не совсем ясные детали поведения
Гильгамеша характеризуют его как "бич народа", «тирана» в современном смысле
этого слова. Последующая победа над ним человека природы Энкиду очеловечила
Гильгамеша.
10. Царь направляет охотника в Эанну, где в храме Инанны-Иштар жили жрицы,
поддерживавшие культ любви и плодородия сексуальными действиями. Слово
«блудница» вносит негативный оттенок, чуждый представлениям древних почитателей
Инанны-Иштар.
11. Эпитет полеонима Урук одними исследователями переводится «площадный»,
другими «огражденный». Мы условно берем термин «совершенный».
12. Ишхара — божество неизвестного происхождения, почитавшаяся в Передней Азии,
у семитов и хурритов (в Уре, Угарите, Вавилоне), возможно, принадлежащая
дошумерскому языковому субстрату, первоначально, богиня плодородия,
впоследствии "владычица справедливости" и воительница. В эпосе о Гильгамеше она
заменяет враждебную герою Иштар, и с нею находится в священном браке герой
эпоса.
13. В шумеро-аккадской мифологии чудовище Хумбаба (шумерск. Хувава), охраняющее
по поручению бога Эллиля кедровый лес Ливана, виделось многоногим и многоруким
существом, таким же, как в греческой мифологии владыка Запада Герион.
14. Эгальмах — великий дворец.
15. Лучи сияния — сказочное оружие, которым наделен Хумбаба.
16. Иштар предала своего возлюбленного Думузи, отдав его своей сестре — богине
преисподней.
17. В рассказах о возлюбленных Иштар она не только богиня плодородия, но также
богиня охоты, войны, покровительница культуры. Отсюда пойманный ею лев,
прирученный конь, животное войны, связь с садовником, превращенным затем в
паука.
18. Проклятье Энкиду блуднице характеризует ситуацию "свободной любви" в
Месопотамии. Наряду с жрицами и жрецами любви, находившимися в
привилегированном положение, были уличные проститутки, ютившиеся близ стен и
поджидавшие клиентов в людных местах (см.: Bott(ro, 1998, 352 и сл.).
19. Эта словесная формула используется аккадским поэтом для разделения эпизодов
во времени.
20. Река Евлей (совр. Карун) текла к востоку от Шумера. В сохранившихся частях
эпоса нет сведений о посещении героями этих мест.
21. Прощание Гильгамеша с Энкиду напоминает гомеровский плач Ахилла над
Патроклом (Il., XVIII, 316 и сл.). Ахилл также кладет руки на тело друга и
вспоминает совместно совершенные ими подвиги. Но насколько Гильгамеш гуманнее
Ахилла. Он не приносит богам человеческих жертв, посвящая им лишь фигурку из
глины. Сознавая себя виновником гибели Энкиду, он удаляется в пустыню,
породившую Энкиду и, не примиряясь со смертью, пытается вывести душу друга из
преисподней.
22. Гильгамеш считался противником львов и часто изображался на глиняных
статуэтках сражающимся со львами. Этот зрительный образ был воспринят греками и
воплощен в образе Геракла, считавшегося победителем чудовищного льва и
изображавшегося в львиной шкуре.
23. Горы, через которые прошел Гильгамеш, по представлению шумеров и аккадян,
находились на краю света, поддерживая небесный купол. Через отверстие в этих
горах бог солнца спускался после завершения дня в царство ночи, чтобы на
следующее утро пройти через такие же горы с другой стороны земли.
24. В представлениях о саде подземного мира могли отразиться впечатления от
посещения подземных пещер.
25. Уршанаби — лодочник, перевозчик душ мертвых в преисподнюю, предшественник
этрусского Хару и греческого Харона.
26. Почти повсеместное распространение мифа о потопе имеет общий архаический
источник — одна или несколько катастроф. Варианты — результат миграции из
Месопотамии. Потопы составляют часть своего рода космических ритмов.
27. Эрра — бог эпидемий в шумеро-аккадской мифологии.
28. Из-за обрыва текста неясна роль цветка, похищенного змеей. Не исключено,
что она была сходной по назначению с золотой ветвью в мифе об Энее в
преисподней в изложении Вергилия. Вероятнее всего, прибывший в подземный мир
дорогой солнца Гильгамеш (один или вместе с Энкиду) мог вернуться лишь обладая
"цветком солнца" как символом верхнего мира.
Мифы страны фараонов
На поверхности камня отражается власти сиянье
И со звездами царская близость.
С той поры, как вы промелькнули меж храмов,
Ваши лбы источают божественность
Дальней жизни, и святость, как прежде,
Вместе с важностью обнимают ваши колени.
Невозмутима ваша краса.
Ее родина — вечность.
|
|