|
Произвела она из себя Ану [3] и Ки [4], сына и дочь, и поселила их раздельно.
Ану — на вершине горы, а Ки — внизу, под её подножьем. Когда дети подросли, они
стали крутить головами и искать друг друга. И свела их Намму, соединила как
мужа и жену. И родила Ки владыку Энлиля [5], наполнившего все вокруг своим
могучим дыханием жизни.
Потом Ки произвела от Ану ещё семерых сыновей, семь могучих стихий, без которых
не было бы света и тепла, влаги, роста и процветания. Затем по воле Ану у Ки
родились младшие боги, помощники и слуги Ану — ануннаки [6]. И стали они все
соединяться друг с другом, как мужчины и женщины. И рождались у них без счета
сыновья и дочери, внуки и внучки.
Имелась гора, на которой поселилось многочисленное потомство Ану и Ки. Видя,
что она отягощена, решил отец богов Ану расширить обиталище своих подопечных.
Для этого он призвал старшего отрока, своего первенца Энлиля и сказал ему:
— Стала тесна гора для тебя, братьев и сестер твоих. Давай оторвем её верхушку
и разделим гору на две части.
Сказано — сделано! Разорвали Ану и Энлиль гору. Поднял вершину Ану вверх, а
Энлиль опустил плоское подножье вниз. Так появилось небо в виде свода и земля,
как плоский диск с неровностями, горами и ущельями, ибо гора была разорвана, а
не разрезана ножом. Ану избрал себе небо, а землю оставил сыну, и стал Энлиль
носиться над ней, проникая взором в самые дальние её концы и наполняя её
дыханием жизни. Без Энлиля не было бы ни летучих облаков, впитывающих и
отдающих влагу, как губка, ни растений, ни трав, ни зарослей тростника, ни
деревьев, приносящих плоды. Братья и сестры Энлиля осветили и согрели землю. И
пришлась она им по сердцу. И захотели они остаться на ней и обратились к
старшему брату своему Энлилю:
— Выдели нам место, где бы мы могли жить на земле не разлучаясь.
И соорудил Энлиль в самом центре земного диска город, дав ему имя Ниппур, и
поселил там братьев и сестер своих. И жили они там по справедливости, ибо не
было среди них высокомерных и жадных нарушителей договоров и доносчиков. Дал
Энлиль городу законы и наблюдал сверху, чтобы злодеи и преступники их не
нарушали.
Убедившись, что Ниппур хорош и его обитатели справедливы, Энлиль решил в нем
поселиться сам. Он соорудил себе в центре города высокий белый помост, воздвиг
на нем дом из лазурита — обиталище, поднимающееся вершиной до середины небес и
простирающее свою тень на все стороны света [7].
Жила в Ниппуре сестра Ану, старица Нунбаршегуну [8] вместе со своей прекрасной
дочерью Нинлиль [9]. Знала матушка, что молодцы Ниппура бросают на Нинлиль
жадные взоры, и опасалась за неразумную. Она не отпускала её никуда одну, но
девушка была упряма и настояла, чтобы ей разрешили омыться в прозрачных водах
потока.
— Иди, дочь моя, — сказала Нунбаршегуну. — Только знай, что на раскинувшиеся за
Ниппуром луга спускается из своего храма сам Энлиль. Если увидит тебя огнеокий
бык, не соглашайся на то, что он тебе предложит. Скажи ему: "Я ещё молода. Еще
не созрели груди мои, и рот мой ещё мал, не знает он поцелуев. Отступит от тебя
Энлиль!"
Все было так, как предвидело и чего опасалось материнское сердце. Узрев со
своих высот прелести Нинлиль, Энлиль спустился к ней с быстротою ветра. Когда
же божественная дева не уступила вспыхнувшей в нем страсти, он удалился, сделав
вид, что примирился с отказом. Но, когда Нинлиль явилась омыться на следующий
день, Энлиль, притаившийся в камышах, налетел на нее, швырнул на дно челна и
насытился её невинной красотой.
Узнали об этом старшие боги и, вознегодовав, решили на своем совете изгнать
насильника в подземный мир. Пришлось Энлилю подчиниться этому решению. За ним
последовала Нинлиль, успевшая привязаться к своему грозному супругу. В толщах
земли родила Нинлиль первенца Нанну [10], которому было суждено подняться на
небо, чтобы освещать землю и показывать смертным смену времен. Кроме верхнего
Нанну, родила Нинлиль ещё трех нижних сыновей, которым не дано было увидеть
дневного света, ибо, чтобы уйти в верхний мир, надо оставить голову за голову.
По прошествии положенного времени Энлиль и Нинлиль возвратились на небо и жили
в самом отдаленном его месте, стараясь как можно меньше общаться со смертными.
Энлиля раздражало их многолюдство, и в своем гневе он обрушивал на людей
различные бедствия. Редко удавалось кроткой Нинлиль усмирить гнев огнеокого
быка. И страдало человечество по его вине от чумы, засухи, потопов.
1. Это древнейший из известных нам шумерских космогонических мифов. Миф,
отвечающий на вопрос о возникновении вселенной, исходит из того, что
первоначально все стихии, образующие мироздание, существовали в неразделенном
виде, как огромная гора, плавающая в Мировом океане. Развитие происходит в виде
отделения и последующего соединения мужских и женских начал, результатом чего
становится появление и бесконечное умножение новых богов, управляющих стихиями
или находящихся на побегушках у этих богов или небесных светил.
2. Намму — богиня-прародительница, "мать, создавшая Небо и Землю",
олицетворение морской стихии и, возможно, изначальных вод. В аккадской
мифологии, где космогония разработана более детально, божество первого
поколения, олицетворявшее изначальные соленые воды, приняло облик чудовищной
Тиамат.
3. Ану (досл. «небо», "верх") — бог неба, с конца шумерской эпохи, когда
космические боги впервые были сгруппированы в триады (Castellino, 1970, 12) —
глава верховной триады шумерских богов, в которую, кроме него, входили Энлиль и
Эа. Его главной резиденцией считался храм в Уруке — Эанна (храм Неба). В
раннешумерскую эпоху Ану рассматривался как высший бог пантеона. На первое
|
|