|
Спор Зерна и Овцы
[1]
Было время, люди голыми по земле бродили и траву ртами щипали, как овцы, ибо
пустовала Гора Небес и Земли, Ану ещё не сотворил ануннаков. Тогда не было и
зерна, и Утту-ткачихи не было, ибо не было и овцы.
Видя это, обратился Энки к Энлилю:
— Отче! Дай человечеству силу для поддержания жизни.
И опустил Энлиль на землю Зерно и Овцу, приказав отделить их друг от друга.
Овце дали луг, изобилующий травами, и огородили его загоном. Для Зерна создали
поле и поместили на нем плуг, ярмо и упряжку. И зажили Зерно и Овца, не мешая
друг другу. Зерно взрастало в своей борозде, наливаясь влагой небес, наполняя
житницы своим потомством. И жирела Овца на своем лугу. Из шерсти её
вытягивались нити, которые Утту-ткачиха превращала в одеяния.
И радовались на Горе Небес и Земли Ану и Энлиль своим творениям. Зерно же и
Овца затеяли ссору:
— Не гордись, сестра, дарами своими, ибо не ты, а я героям силу даю. Не ты, а я
— царских дворцов нутро. И пастух, что тебя пасет, сыт мной — не тобой. Что ж
ты молчишь, Овца? Признай превосходство мое.
И отвечает Овца Зерну:
— Это меня, Зерно, Энлиль, владыка небес, с горы своей опустил, нити, что Утту
ткет, взяты не от тебя. Я — пропитанье мужей, бурдюк с прохладной водой, ноги
мужей я берегу от песка и раскаленных камней, сладкое масло я, меня воскуряют
богам, в моем одеянии царь судит на троне своем, я облачаю жреца, когда он идет
к алтарю. Можешь ли ты, Зерно, в этом сравниться со мной? Что ж ты молчишь,
Зерно? Где твое хвастовство?
И сказало Зерно Овце:
— Когда поставят пиво на стол, дар мой хмельной, и вынут из печи хлеба, будет
тебе конец. Слышишь, как точат ножи? В вечных бегах твоя жизнь. Гонят палкой
тебя с поля, где я расту. Ветер, что рвется с высот, твой разрушает хлев, мне
же он нипочем.
— Гонят, и я ухожу, — отвечает Овца Зерну. — Тебя ж и потомство твое вяжут, как
взятых в плен, и, притащив на гумно, палками насмерть бьют и превращают в пыль.
Сутью твоей, Зерно, до краев заполняют квашню и, зажигая печь, ставят в огонь.
Не украшаешь ты стол, а служишь сидящим за ним пищей так же, как я.
Зерно и овца продолжали свой спор, но боги от него свой слух отвратили:
— Отче Энлиль! — Энки произнес. — Пусть Овца и Зерно вместе по миру идут! Доли
три серебра их упрочат союз. Но две из них Зерну отдадим. Пусть склонится Овца
пред Зерном, да и остальные все преклонят колени, и тот, кто серебром владеет,
кто имеет быков и овец, в воротах у того, кто зерно сохраняет, пусть постоит.
Так по воле Энки закончился спор Овцы и Зерна.
1. Боги мыслились не только создателями людей, но и двигателями прогресса,
творцами культуры. Миф в форме спора между Зерном и Овцой выражает конфликт
между земледельцами, ведущими оседлую жизнь, и кочевниками-скотоводами.
Разумеется, боги Месопотамии на стороне Зерна и отдают ему две доли из трех,
приходящихся на хозяйственную деятельность. Подобные споры-диалоги характерны
для шумерской мифологии, как это показывают сюжеты "Мотыга и Плуг", "Лето и
Зима", "Серебро и медь", "Дерево и тростник", "Птица и рыба".
Песня Быка-пахаря
Шагает бык, блестят бока,
И труд вершит он на века.
Корми царя и царский дом,
Трудись, трудись, Энлиля сын,
Черноголовых господин!
Пойду без хитрости в душе
Я к матушке моей Нанше [1].
Я с поля соберу росу
И ей напиться принесу.
И будет волею судеб
Готов взращенный мною хлеб.
Селянин! Вволю ешь и пей.
Недаром мне кричал "Эгей!"
И понукал к труду меня
С зари и до заката дня.
И догоняет он быка
И с ним вступает в разговор:
— Моя работа нелегка,
Промолвил бык, — но до сих пор
На морде шерсть моя густа,
Спина, как в юности, чиста.
Так объясни мне выбор свой.
— Ты несмышленыш глупый мой.
Когда-то под твоим ярмом
Во имя сытости земли
Мы плуг тяжелый волокли
Весь день у неба на виду.
|
|