Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Александр Немировский - Мифы древности - Ближний Восток
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-
 
Услышав это, Эа обратился к сыну:
— Иди, Адапа! Ану во гневе, я могу тебе помочь только советом: растрепи волосы 
и посыпь их пылью. Облачись в черные одежды. Может быть, явившись с повинной, 
смягчишь грозное сердце владыки богов. Когда будешь входить в небесные врата, 
будь повежливей с их стражами Таммузом и Гишзидой. Когда они тебя спросят, 
почему ты в траур оделся, скажи, что беда на земле — ушли в царство мертвых 
Таммуз с Гишзидой. Слуги они, но могут за тебя замолвить словечко. И помни: 
если тебе предложат угощенье, — не ешь и не пей! Отвергай и другие дары, чтобы, 
пищи смерти вкусив, не погибнуть.
Поблагодарил Адапа божественного советчика и отправился в дальний путь. Стражи 
небесных ворот спросили его:
— Кто ты? Почему ты явился на небо в одеждах, приличествующих смерти и 
подземному миру?
— Мое имя Адапа. А в трауре я, потому что у нас на земле несчастье исчезли два 
бога великих Таммуз и Гишзида, — отвечал Адапа, как отец его научил, потупив 
глаза.
Переглянулись небесные стражи, и понял Адапа, что удалась его хитрость. Вперед 
побежали слуги, чтобы возвестить господину о приходе Адапы.
— У врат человек появился! — сказали боги Ану. — Его имя Адапа. Он само 
благочестье.
— Пропустите его! — приказал Ану, смягчившись.
Так оказался Адапа перед небесным троном и рассказал владыке обо всем, как было.

— Выходит, что Южный ветер первым затеял ссору, — проговорил Ану, выслушав 
рассказ рыболова. — Это меняет дело. Что же ты стоишь? Ложись, поспи с дороги!
Вспомнил Адапа наставления Эа: "Сон подобен смерти", — и, поклонившись, 
ответил:
— Мне не до сна!
— Тогда садись.
— Мне ли сидеть в присутствии бога?
Адапа все больше и больше нравился владыке небес, и тот предложил ему еду и 
воду жизни.
И на этот раз отказался Адапа, опасаясь отравы.
Удивился Ану и спросил:
— Кто твой советчик?
— Меня наставлял отец мой Эа, — ответил Адапа.
— Не на благо пошла тебе его мудрость, — вымолвил Ану с презрением. Был ты 
ловцом, им и останешься. Вечную жизнь на крючке удержать не сумел ты. Выпустил 
в море её. Не обрел ты бессмертья себе и потомкам. Стражи! Верните на землю его.

1. Аккадский миф об одном из семи мудрецов и прародителей смертных Адапе дошел 
в нескольких редакциях. Одна из копий сохранилась в библиотеке ассирийского 
царя Ашшурбанипала (668 — 627 гг. до н. э.). Она использовалась при изучении 
языка в школе писцов. Текст имеет пропуски.
Занятие рыболовством считалось делом, особо угодным богам, поскольку в 
шумеро-аккадской мифологии первый человек — Оаннес мыслился в облике 
получеловека-полурыбы.
Цель мифа — объяснить, почему люди смертны. Виновником утраты человечеством 
бессмертия выставлен не Адапа, а его советчик Эа. Мифу об Адапе соответствует 
ветхозаветный миф о первом человеке Адаме, который вкусил от древа познания 
добра и зла.
2. Адапа — в мифах аккадян один из семи мудрецов, сын бога Эа, правитель города 
Эриду.
3. Во многих мифологиях Древнего Востока четыре ветра связывались с четырьмя 
сторонами света и мыслились в облике крылатых существ. Южный ветер считался 
неблагоприятным, поскольку неблагоприятной считалась южная сторона — благие 
боги находились на севере. На юге помещалось в некоторых мифологиях царство 
мертвых. Нападение Южного ветра на Адапу может пониматься как попытка унести 
его в царство мертвых.



Полет на орле

(Миф аккадян) [1]
В прославленном городе Кише, что на Евфрате, правил справедливый и мудрый муж 
Этана [2], прозванный черноголовыми пастырем города. Имел он все, о чем только 
может пожелать смертный, кроме сыновей. И это не давало Этане покоя. Не раз ему 
являлся во сне светоч мира Шамаш, но, как только он пытался к нему обратиться с 
мольбою о сыне, тотчас просыпался.
Понял Этана, что мало одной молитвы, что надо принести великую жертву. И 
заколол он в честь светозарного бога шестьдесят откормленных белых быков. И 
возрадовалось сердце Шамаша. В ночь после жертвоприношения Шамаш явился Этане и 
открыл великую тайну:
— Далеко от пути моего на небе имеется трава рождения, кто к ней прикоснется, 
тот не уйдет бездетным в мир без возврата.
— Но боги не дали мне крыльев, — сказал Этана. — Как мне подняться на небо, 
чтобы добыть траву рождения?
— Спустись в глубокое ущелье, — отвечал Шамаш. — Отыщи там орла-калеку. Он 
поможет тебе.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-