Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Александр Немировский - Мифы древности - Ближний Восток
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-
 
возлюбленный, муж сердца моего, я вовлекаю тебя в гибельную судьбу, — говорит 
богиня на ложе любви, словно предвещая трагический исход. — Твои уста сливаются 
с моими устами, ты прижимаешь мои губы к своей голове. Почему же я обрекаю тебя 
на гибельную судьбу" (Eliade, 1987, 76).
3. Эрешкигаль ("Госпожа обширной земли") — владыка подземного мира.
4. Шара — божество круга Инанны (ее сын или возлюбленный), относящееся, с одной 
стороны, к числу божеств войны, с другой — умирающих и воскресающих богов. 
Центр его почитания — Умма.
5. Кулаб — пригородная часть Урука с центром культа Инанны и Думузи.
6. Думузи — божество плодородия. Наказание Инанной своего возлюбленного и 
обстоятельства возвращения в мир живых были не совсем ясны до последних 
публикаций С. Крамера: от вечного пребывания в Нижнем мире его избавляет сестра 
Гештинанна, заменяющая брата, который получает возможность возвращаться на 
часть года в мир живых. Возвращение Думузи отмечалось ритуальными торжествами. 
В новошумерский период многие цари, прежде всего династий Исины и Ларсы, 
идентифицировали себя с ним, полагая, что это обеспечит плодородие полей и, 
следовательно, благосостояние страны (Castellino, 1970, 24).



Иштар и Таммуз

(Миф аккадян) [1]
Возлюбила прекрасная богиня Иштар юного красавца Таммуза [2]. Не могла она жить 
без него ни дня, ни мгновенья, а если он отлучался, она находилась в великом 
волнении.
Однажды отправился Таммуз в степь на охоту и не вернулся. От слуг, 
сопровождавших охотников, богиня узнала, что внезапно налетел вихрь и Таммуз 
упал, как надломленный тростник, и дух испустил.
Великая скорбь овладела богиней. Не могла она примириться со смертью того, кто 
был ей дороже жизни, и мысли она обратила к стране без возврата, к обиталищу 
мрака, к Эрешкигаль, хозяйке подземного мира.
Облачилась Иштар в лучшие свои одеяния, запястья продела в кольца, перстнями 
украсила пальцы, уши — серьгами, подвесками — шею, обвила голову золотою тиарой 
и отправилась скорбной дорогой, которой спускаются тени умерших. Дошла Иштар до 
ворот до медных, которые лишь мертвым открыты, а живым недоступны.
— Откройте! Откройте! — кричала богиня, могучей рукой ударяя по меди, так что 
она, как бубен, гремела. — Откройте, а то обрушу я ваши ворота, сломаю ваши 
запоры и выпущу мертвых наружу.
Привратники шум услыхали и удивленно вскинули брови. Бесшумны ведь тени мертвых.
 Беспокойства они не приносят.
Шум услыхала сама Эрешкигаль, и яростью её наполнилось сердце.
— Кто там ко мне стучится, словно пьяный в двери таверны? Кто дал ему выпить 
столько сикеры!
— Это не пьяный! — почтительно страж промолвил. — Это богиня Иштар, твоя 
сестрица, за Таммузом явилась. Сейчас опрокинет ворота. А кто поднять их 
сумеет?
— Впусти! — приказала хозяйка подземного мира.
Со скрипом отворились ворота. Предстала богиня Иштар перед стражем во всей 
своей красоте великой и несравненной скорби. Но наглый привратник не 
содрогнулся. Глаза его жадно блеснули, когда взгляд упал на тиару. И сняв с 
головы тиару, богиня ему её протянула.
И снова пред нею ворота, ворота вторые из меди. Богиня вручила второму стражу 
кольца и серьги.
А потом — ещё и ещё ворота. Когда же седьмые ворота за её спиною остались, 
нагой она оказалась средь душ, шуршащих во мраке, словно летучие мыши. На ощупь 
она пробиралась и натыкалась на стены, скользкие от крови и слез, натыкалась на 
камни, падала и поднималась.
Нет, не смогли сломить Иштар униженья. С головою, поднятой гордо, она перед 
троном предстала и хозяйке подземного мира сказала:
— Таммуза возврати мне, сестрица. Нет без него мне жизни.
— Закона нет, чтобы мертвым жизнь возвращать ради чьих-то капризов, оборвала 
Эрешкигаль богиню. — Мало ли юнцов в верхнем мире? Пусть Таммуза заменят.
— Таммуз один для меня на свете, — Иштар возразила. — Прекрасному нет замены.
И тут Эрешкигаль обернулась, слуге своему Намтару [3], болезней владыке, рукою 
махнула. Наслал на Иштар он язв шестьдесят, шесть тысяч болячек.
И затихла земля без Иштар. Травы расти перестали. Опустели птичьи гнезда. Овцы 
ягнят не рожали. Семьи людские распались. Овладело землей равнодушье, 
предвещавшее жизни полную гибель и победу могильного мрака.
Боги, глядя на землю с небес, её не узнали. И, всполошившись, послали гонца из 
Верхнего мира в мир Нижний с приказом:
— Иштар возвратить немедля и с нею вместе Таммуза.
Как ни кипела яростью Эрешкигаль, как по бедрам себя ни колотила, как ни вопила,
 что нет возврата из царства её, пришлось ей смириться.
В тот день, когда Иштар вместе с Таммузом возвратились на землю, весна 
наступила. Все на земле зацвело буйным цветеньем. Птицы запели в ветвях, любовь 
прославляя. Жены вернулись к мужьям на брачные ложа. В храмах Иштар настежь все 
двери открылись. Ликующий хор голосов провозгласил:
— Таммуз возродился! К любви возвратился Таммуз
1. Функции шумерской Инанны в аккадской среде перешли к Иштар, богине, широко 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-