|
центр мироздания характерна для мифологических представлений многих народов не
только Востока, но и Запада (вспомним греческое представление о Дельфах как
пупе земли).
В табличке дается детальнейшее описание храма с высящейся рядом башней, в
точности воспроизводящими облик храма Мардука в Вавилоне, носившего то же самое
название — Эсагила (досл. "Дом с высокой головой"). Первоначально святилище
Эсагила не было связано ни с Мардуком, ни с Вавилоном, а было посвящено Эа и
находилось в Эриду. Перенесенное в Вавилон в XVIII в. до н. э. Хаммурапи, оно
было превращено в храм Мардука и позднее было дополнено зиккуратом Энтеменанки
("Дом основания неба и земли"), строительство которого начал Навуходоносор I, а
завершил лишь в VI в. до н. э. Навуходоносор II (Noel, 1998, 131).
19. Воспроизведение в земном жилище Мардука этого акта, разворачивавшегося в
одноименной небесной резиденции, должно было гарантировать благоприятное
распределение «судеб» предстоящего года.
20. В конце VI и начале VII таблицы перечисляются все пятьдесят имен
(распределение имен по двум таблицам объясняется тем, что само деление таблиц
связано не с содержанием, а с чисто техническими возможностями размещения
текста).
Хотя Мардук — главное божество Вавилона, в шумерском пантеоне отсутствующее,
почти все имена шумерские, однако каждому дается объяснение на вавилонском
языке, и в этих объяснениях раскрываются многочисленные функции бога: он
очищает святилища, обеспечивает богам чистое небо и определяет их пути, он
проявляет сострадание к поверженным богам; людям он обеспечивает выздоровление,
спасает умирающего своими заклинаниями, благодаря ему существует на земле
богатство и изобилие, он выкорчевывает зло и о многом другом проявляет заботу
на небе и на земле (Rinaldi, 1968, 40).
С Великих небес к Великим недрам
(Миф шумеров) [1]
С Великого верха к Великому низу мысли свои обратила Инанна, покинула Небо,
покинула Землю ради нутра земного. В семи городах покинула храмы [2], семь
своих сил, семь тайн в кулаке зажимая. На голове — венец драгоценный, Шугур ему
имя, лоб её белою лентой повязан — ей имя "Чела украшенье" В руках её жезл и
веревка — знаки власти и правосудья. На шее — бусы из лазурита. Браслеты — как
змейки вокруг запястий, холмики грудей прикрыты сеткой, ей имя "Ко мне,
мужчина". В веки её притирания втерты "Явись живее". Лоно скрыто повязкой, как
у всех небесных владычиц.
Инанна в подземное царство шагает. Ниншубура, глашатай её милосердия, рядом.
Слова её и наказы ухом он ловит:
— Слушай меня, Ниншубура, внимательно слушай. Как только я из виду скроюсь, из
глаз исчезну, жалобным плачем залейся на холмах погребальных и ударь в барабаны
в Доме собраний. Щеки и тело в кровь исцарапай, уста изорви ногтями. В клочья
порви одежду и обойди, как нищий, богов великих жилища. К Энлилю сперва зайди и
молви, упав на колена: "О, владыка, не дай погибнуть Инанне, дщери твоей, в
страшном мире подземном. Не разреши серебру твоему, что взор ослепляет, пылью
покрыться Великого низа. Гранильщик подземный пусть лазурит твой не повредит,
пусть плотник твой самшит не сокрушит, не дай владычице-деве погибнуть". Если ж
владыка ветров ухо тебе не откроет, времени не теряй, поспешай к мудрому Нанне,
знаний владыке. Не поленись ему повторить, что молвил Энлилю. Если и он
промолчит, то отправляйся к Энки, Великого низа владыке, и повтори ему ту же
мольбу, слово в слово. Энки знакомы и воды рожденья, и бессмертия травы. Теперь
же простимся: путь мой налево, твой же — направо.
Идет Инанна, к горе подходит из лазурита,
Но нет пути ей. На семь засовов врата закрыты.
Кричит богиня, вопит богиня: — Открой ворота!
И вопрошает привратник Нети: — Крикунья, кто ты?
— Открой скорее. Ведь пред тобою Звезда Восхода.
— Звезда Восхода, зачем явилась в страну Заката,
В страну, где вопли, в страну, где стоны?
— Свою сестрицу, привратник Нети, мне видеть надо.
— Тогда, Инанна, снимай скорее, снимай корону.
— Зачем корону?
— В подземном мире — свои законы.
Сняла корону, и стало меньше одним засовом.
Суров привратник. Ждет от богини он жертвы новой:
— Теперь сорви, Звезда Восхода, со лба повязку!
Сняла повязку. Привратник снова засовом лязгнул.
Сняла Инанна все облаченья и все наряды.
— Теперь иди! — сказал привратник, окинув взглядом
Нагое тело той, что недавно ещё сияло
Красою женской, что возбуждало и призывало
Мужей к любви и к продолжению рода,
Той, в ком живет и умирает сама природа.
Вступила Инанна в пещеру, склонилась пред троном
Своей сестры Эрешкигаль [3], владычицы непреклонной.
|
|