|
сохранились, из глаз её извлек великие реки Тигр и Евфрат, из груди — источники
другие, в ноздрях хранилище для пресных вод устроил, а из завитков хвоста —
связь земли и небес.
Таблица V [13].
Поднялся Мардук на небо и построил там чертоги для Ану, Энлиля и Эа, соорудил
дома для звезд и планет [14]. Потом он создал Луну, ночь ей доверив. Короной он
Луну одарил, чтобы её рогами-зубцами месяцы мерить [15]. День же Мардук отдал
Шамашу, повелев ему разгонять своими мечами-лучами всех злодеев и нечестивцев,
которым мрак по душе [16].
Таблица VI.
Казалось Мардуку, что завершил он устройство мира. Но как-то раз к нему боги
явились и сетовать стали, что терпят голод и холод. И задумался он, в сердце
своем решая, что предпринять, чтобы жалоб и стонов больше не слышать.
И направился к Эа Мардук, и поведал ему, что хочет создать человека, чтобы тот
взял на себя о богах заботу, чтоб служил им исправно, соблюдая все ритуалы,
чтобы боги могли наслаждаться миром, ни единой заботы не зная [17]. И просил он
у отца совета, из чего сотворить человека.
И посоветовал Эа собрать всех богов. Когда же прибыли боги, им объявил Мардук,
что старшие боги должны ответить за былые обиды, что одного из них надо убить,
чтобы кровь его стала основой для создания слуг, которые будут кормить и поить
всех богов, чтобы боги забот не знали. И громко закричали боги, что должен быть
Кингу убит, ибо он виноват во всем. И тотчас Кингу связали, повлекли его к Эа,
вину ему объявили, разрезали жилы. Когда же вытекла кровь, взял Мардук глины,
на крови Кингу её замешал и вылепил он человека. И поручили боги человеку все
свои заботы.
Благодарные боги решили возвести Мардуку город и храм над бездной. И построили
они ему такой же прекрасный дворец, какой он имел на земле, назвав его —
Эсагила, и поставили рядом башню высокую с помещением на самой её вершине, где
бы, не зная забот, отдыхал Мардук, и куда бы он мог созывать богов на собранья
[18].
И сразу же, как только завершено было строительство, созвал Мардук всех богов
на великое собрание и объявил, что будут они приходить сюда в первый день
каждого нового года, чтобы получить из его рук судьбы на год предстоящий [19].
Выслушали боги слова Мардука и прежде, чем разлететься по своим жилищам,
подтвердили они ту клятву, что дали на великом собрании, созванном Аншаром.
Единодушно подтвердили они, что он — владыка Вавилона, что он господин над
всеми богами земли и неба, что он бог, очищающий жизнь всех богов, что нет
другого бога, чья б судьба над его судьбой возвышалась.
Таблица VII.
Пятьюдесятью титулами наградили Мардука великие боги, пятьдесят имен у него,
первое и главное из которых — Мудрый [20]. И сохранили их люди на все времена.
Повторяет их отец сыну, чтобы запомнил их и, когда настанет время, передал
своему сыну, и так до скончания веков.
1. Поэма аккадян и вавилонян "Когда вверху", названная так по её первым словам,
дошла в четырех редакциях, в том числе и ассирийских (из Вавилона, Киша, Ассура
и Ниневии), практически друг с другом совпадающих, что свидетельствует об
унификации культа в пределах Месопотамии, объединенной Вавилоном. О
существовании поэмы не только в записи, но и в устной традиции, свидетельствует
фраза, завершающая последнюю табличку поэмы: "Учение, что говорили древние в
прошлые времена, записано и предназначено для обучения в будущем". Первую
редакцию поэмы на основании анализа языка одни исследователи относят ко времени
не ранее 1000 г. до н. э. (Rinaldi, 1968, 122), другие — к 1100 или несколько
более раннему времени (Cavigneaux, 1998, 135).
Шумерологи предполагают наличие шумерского варианта текста, послужившего
основой для аккадской переработки текста. Хотя не найдено ни одного шумерского
фрагмента, намеки на его наличие разбросаны по отдельным мифам других циклов, в
частности упоминается время, когда не было богов и когда появились боги,
родившиеся от предыдущих; Намму, персонифицирующая, как в аккадской мифологии
Апсу, первозданные подземные воды, названа в одном месте
"матерью-прародительницей Неба и Земли", в другом "перворожденной матерью всех
богов" (Castellino, 1970, 24).
Поэма повествует о создании мира, о нескольких поколениях богов, о борьбе
младших богов со старшими, в ходе которой из побежденных старших создаются мир
и человечество. Перед нами великолепный памятник литературы, в котором тонко
обрисованы характеры мифологических персонажей.
Состоит поэма из семи песен (священное число), каждая из которых занимает по
табличке. Стержень её — прославление Мардука, и сам смысл её в том, чтобы
объяснить, как Мардук из божка шумерского захолустья, каким был Кадингшир
(будущий Вавилон), превратился в самого могущественного бога вавилонского
пантеона. Собственно, само сотворение богов и мира отступает на задний план
перед этой главной целью, и фактически, вся поэма — не что иное как гимн,
предназначенный для исполнения по всей Месопотамии на главном празднике бога,
разворачивавшемся на протяжении первых двенадцати дней новогоднего месяца
нисана (марта).
На четвертый день праздничных торжеств после вечерних жертвоприношений,
завершавших длинный ряд ритуалов, великий жрец, встав с воздетой рукой перед
статуей бога в храме Эсагила, нараспев декламировал поэму от начала до конца
(Rinaldi, 1968, 21). Звучала она в этот день и по всем остальным храмам
Вавилонии.
Чтение поэмы составляло важнейшую часть, идейный центр разработанного действа,
|
|