|
раскрывают колени. И стала Нинлиль хозяйкой в доме Энлиля.
И стал день свадьбы Энлиля праздником плодородия, торжеством силы рожденья,
дающим полям плодородие и сытость черноголовым.
1. Рассказ о женитьбе Энлиля более поздний, чем предыдущий сюжет. По
справедливому мнению В.К. Афанасьевой, подчеркиваемая законность брака Энлиля и
Сут-Нинлиль объяснима стремлением перечеркнуть более раннюю версию, уже не
отвечавшую представлениям общества о морали (Афанасьева, 1997, 368).
2. Эреш — город, локализуемый предположительно между Уруком и Шуруппаком.
3. Нидаба (Нисаба) — богиня культуры, науки, мысли, покровительница библиотек,
в Исине — также писаного права, изображавшаяся обычно с каламосом писца и
табличками для счета. Главной её резиденцией был Эреш. Как богиня, имеющая дело
с письмом, а значит и тростником, из которого делался каламос, она также
покровительница произрастания тростника, но этим её аграрный аспект и
ограничивается — приписываемое ранее ей изображение богини, сидящей на колосе,
ныне с ней не связывают (Castellino, 1970, 22).
4. Нуску — олицетворение жара полуденного солнца, света и огня, самый мудрый
среди ануннаков, в шумерской мифологии сын, советчик и визирь Энлиля, в
аккадской — сын лунного божества Сина.
5. Нинлиль ("Госпожа воздушное пространство") — госпожа Неба и Земли, женская
параллель, как бы дубль Энлиля, имевшая главным центром почитания, как и Энлиль,
Ниппур. Вместе с тем в ней выделяется функция плодородия, она великая мать и
одновременно "великая корова", уравновешивающая силу "дикого быка" Энлиля.
Свадьба Энлиля и Нинлиль тесно связана с плодородием земли.
6. Обряд сватовства включал приход родственницы, роль которой здесь выполняет
богиня плодородия Аруру.
7. Нинту ("Госпожа рождающая") — богиня-мать, связанная с родовспомогательными
функциями, отождествляется также с Аруру, Нинмах, Мами.
Когда вверху
(Миф аккадян и вавилонян) [1]
Таблица I.
Когда вверху небеса ещё не имели названья, когда твердь ещё прозвища не имела,
существовали лишь первородный создатель их Апсу, Мумму [2] мудрый его советчик,
и Тиамат [3], всего живого праматерь. Обитали они в бездне великой, воедино
смешивая свои воды.
Когда даже для богов ещё не были возведены жилища, и не расстилались ещё степи,
когда не были сотворены ещё боги, и они имен ещё не имели и не были назначены
им судьбы, вот именно тогда и сотворены были боги.
Когда ни болот, ни строений не было видно, вообще ничто имени не имело, вот
тогда и появились боги. Первыми были созданы и имена получили Лахму и Лахаму
[4], а долгое время спустя от этих глубинных чудовищ бог Аншар и богиня Кишар
родились [5]. Много времени они пребывали, к годам прибавляя годы. Потом Аншар
и Кишар породили Ану, сына, во всем подобного им. И сделал Аншар своего
первенца во всем равным себе самому. От Ану родился Эа [6], также отцу своему
подобный, но сильнее отца и деда, превсходивший всех мудростью и силой.
А потом появились и другие боги. Молоды были они и задорны, Тиамат они изнутри
тормошили, её возмущали чрево. Шумом этим был недоволен Апсу, великих богов
родитель. Вызвал он мудрого советчика Мумму, и отправились к Тиамат они вместе,
чтобы совет держать и принять решенье.
Первым отверз уста Апсу и сказал, обращаясь к супруге:
— Поведеньем твоих сыновей я недоволен. Днем нет покоя, ночью сон не приходит.
Надо бы буйных юнцов уничтожить. В мир тишина возвратится, и спокойно уснуть мы
сможем [7].
Тиамат рассердилась, она с супругом не согласилась, сочтя, что смерть никого не
сможет исправить. И Апсу решил сам юнцов уничтожить с помощью верного Мумму.
О замысле этом проведали юные боги. Присмирели, попрятались, где попало, тихо
сидели в слезах и уныньи, не зная, что делать. И тогда отыскался спаситель, Эа,
в мудрости первый.
Непрерывно шепча устами заклятье, в воду он опустил слепленную фигурку. И Апсу,
скованный оцепененьем, стал никому не опасен. Эа сразу его прикончил, а
советчика Мумму заковал он в оковы. Затем на Апсу, на бездне бескрайней, себе
жилище построил, чертоги воздвиг он [8]. В них от богини великой Дамкины [9]
родился у Эа сын первородный. Возликовал родитель, увидев, как прекрасен
порожденный им отпрыск — с сияющим взором, излучающим мудрость, с походкой
мужа-владыки, — Мардук ему имя [10]. Четыре всевидящих глаза, четыре уха имел
он, мудрейший из мудрых, при движеньи из уст его вырывалось пламя. Обладал он
блеском десятка богов и силой невероятной.
Между тем Тиамат супруга хватилась и, узнав, что он уничтожен, напряглась всем
телом могучим. Двенадцать породила она острозубых чудовищ с телами, полными яда,
своим блеском внушающих трепет. Показалось ей этого мало, и добавила Тиамат к
воинству ещё и человека-скорпиона, и страшного льва, и чудовищных змей, и
яростных демонов, и беспощадных обладателей чудесного оружия, не знающих страха
в сражении. Во главе она поставила Кингу [11] и вручила ему судеб скрижали, их
на грудь ему возложила, обратившись к нему с такими словами:
— Ставлю я тебя над богами, возвышаю над всеми, моим супругом единственным
будешь отныне.
Таблица II.
|
|