|
в гораздо большей степени реагирует на любое воздействие и к нему лучше умеет
приспособиться, или вырабатывает эффективные (порой весьма экзотические)
средства защиты, и ее с телом в этом смысле не сравнить. Например, те душевные
трагедии, которые переживают некоторые люди, поражают внимательного наблюдателя
живучестью человеческой души, ее приспосабливаемостью – гораздо большей, чем мы
наблюдаем у человеческого тела.
Но сказанное не означает, что структурный подход к этой теме невозможен,
и к этому вопросу мы не раз будем возвращаться.
Индивидуальная и групповая душа. Это очень важная тема. Душа соединена с
другими душами, и с коллективами душ, то есть с эгрегорами, причем соединена
очень интимно, напрямую. Это обстоятельство можно считать установленным фактом,
признанным значительной частью психологической общественности современного мира.
Исследования К. Юнга и особенно С. Грофа установили тот факт, что в глубине
индивидуального подсознания обнаруживается общественное подсознание. К. Юнг,
например, исследовал сны своих пациентов, и там обнаруживались символы, которых
человек сам не знал и знать не мог, относящиеся к другим временам, к другим
культурам и эпохам. Те же самые явления обнаружил С. Гроф, чешский психиатр,
который работал с ЛСД – психоактивным веществом, очень сильно изменяющим
состояние сознания человека. Люди под действием ЛСД выходили не только на
уровень собственного детства и переживаний перинатального порядка, то есть
сопутствующих своему рождению, но и попадали в информационные слои иных культур,
или попадали в такие экзотические пространства, о которых подозревают только
эзотерики или стихийные мистики.
Другими словами, оказывается, что любой человек, с точки зрения психики,
вовлечен не только в свою семейную реальность, в реальность ближайшего
окружения своих друзей и коллег, но, на глубоких уровнях подсознания, он связан
и со всеми остальными людьми, коллективами и культурами. Это означает, что
перестает работать принцип локализации: человек действительно получается
представителем человечества в целом и даже не только человечества, но и всего
проявленного мира. Микрокосм обнаруживает свое тождество с макрокосмом, как это
и утверждалось в древних эзотерических учениях. Макрокосм – это Вселенная,
микрокосм – это человек, если брать его в эзотерическом, то есть глубинном
понимании. Поэтому строить анатомию индивидуальной души можно, лишь учитывая
тот момент, что она перекликается и очень интимно связана с другими людьми, с
группами людей и человечеством в целом. Таким образом, проблема описания
человека, индивидуальной судьбы оказывается неразрешимой без описания
человечества и мировой кармы в целом.
Требования к языку психологии. Каков же должен быть язык для подобного
описания? Понятно, что это чрезвычайно сложная задача, потому что язык науки,
где каждое понятие имеет точный и определенный смысл, который еще и одинаков
для всех людей, тут не очень подходит. Если говорить о самом понятии истины, то,
как я уже говорил, современная цивилизация отходит от понятия объективной
истины, перекидывает мостик между субъективной истиной (справедливой для
данного человека) и объективной истиной (годной для всех вообще). Вообще,
объективных, то есть верных для всех людей истин, видимо, очень мало, и они
весьма абстрактны, так что если мы стремимся к содержательному знанию, то мы
неизбежно приходим к понятию групповой, а затем и индивидуальной истины, и при
этом очень важен процесс трансформации истины при переходе от большего
коллектива к меньшему и от группы к отдельному человеку. В этом процессе
происходит неформальная конкретизация, и очень важно личное творчество человека.
Например, читая эти лекции, я адресую свои слова как бы всем вам вместе,
но каждый из вас интерпретирует и понимает их применительно к себе, к своим
познаниям и жизненным сюжетам, и при этом у каждого из вас возникают свои
картинки и переживания, свои логические схемы и цепочки, часто весьма не
похожие друг на друга. И этот образ и является, по-видимому, архетипическим.
Именно так в будущем и будет пониматься истина. Не так, как меня учили в
университете, где преподаватель что-то говорит и пишет на доске, и идентичные
копии этого, по идее, должны репродуцироваться в уме студентов, и именно их
студенты предъявляют на экзамене. Я думаю, что этот взгляд в эпоху Водолея
будет пересмотрен, и пересмотрен очень существенно. Я считаю, что язык для
описания истины, или научной теории, или просто области знания, должен быть
таким, чтобы, в нем, с одной стороны, были представлены универсальные категории
и понятия, понимаемые всеми людьми приблизительно одинаково – так, чтобы они
могли общаться друг с другом и друг друга понимать, – а с другой стороны, этот
язык должен быть таким, чтобы применительно к каждому коллективу и к каждому
конкретному человеку был возможен процесс интерпретации и конкретизации его
основных понятий, удобный, полезный и подходящий для данного человека или
коллектива. В этом смысле астрология с ее иероглифическими, я бы сказал,
понятиями дает нам модель такого рода языка, и хорошо известно, например, что
разные астрологи одну и ту же карту понимают и интерпретируют совершенно
по-разному. Это связано, с одной стороны, с тем, что они смотрят на разные
части этой карты – вам, я думаю, это понятно. Но, с другой стороны, основные
иероглифы – знаки Зодиака, планеты, дома – каждый понимает несколько по-своему,
хотя, конечно, есть и понимание, пусть достаточно абстрактного свойства, общее
для всех.
А теперь давайте поговорим о структуре личности, раз уж я завел речь о
структуре души. На будущее заметьте: я не приравниваю психику и душу к личности,
то есть к тому, что обычно подразумевают, когда употребляют термины "я" или
"эго". Для меня это разные вещи.
|
|