|
Физическое тело всегда как-то локализуется, а эфирные ощущения – более
интегральны.
Отрицательные эфирные переживания нередко связаны с утерей человеком
своей "физической" целостности: тогда он говорит, что весь "разобран", что у
него все тело расползается на части, голова раскалывается, и тому подобное.
К эфирной модальности относятся еда, пищеварение и секс как переживания
человека. Обратите внимание: есть эфирный взгляд на эти процессы, а есть
физический. Физический – это еда как таковая. Вот, например, салатик – из чего
он состоит, какие у него компоненты, как его резали, и прочее. Эфирный взгляд
на еду – это то, что я чувствую, когда ее пережевываю, перевариваю. Есть люди,
которые очень к этому чувствительны. Точно так же они обычно чувствительны к
своему состоянию, например, во время бега, во время физической нагрузки, во
время сна и т. д. Эти виды чувствительности соответствуют положению точки
сборки на эфирном плане. Сюда же относятся переживание плотности тела,
упругости тела и окружающей среды. Иногда я употребляю выражение "полная
психическая упругость". Это эффект, когда человеку что-то говоришь, как-то на
него воздействуешь, а потом несколько позже с ним встречаешься и выясняется,
что коэффициент полезного действия равен нулю. Какой он был, точно такой и
остался. Я думаю, у всех у вас есть знакомые такого рода, "хоть кол на голове
теши" называются. Это психическая упругость. А само понятие упругости
происходит из эфирного плана, и именно к нему относится.
Какие слова характерны для эфирной модальности? Гладкий, нежный, вкусный,
плотный, упругий, пушистый, мокрый, шершавый – какой еще? Какие еще слова
употребляются в эфирном значении? Подумайте дома. Я когда-то переводил
нейролингвистическое программирование на русский язык: взял фразеологический
словарь и выписывал оттуда выражения, соответствующие кинестетической
модальности. У меня получились два больших листа кинестетических фразеологизмов
(часть 4, лекция 6). И этим надо владеть, если вы хотите взаимодействовать с
клиентом, у которого все основные переживания находятся в кинестетической
модальности.
Акцентуация тела. Когда входит человек кинестетической акцентуации, у
которого точка сборки находится на эфирном теле, это видно не только и не
столько по его словоупотреблению, это видно по его движению в пространстве. Вот
он усаживается в кресло, он в него садится, и у вас возникает полное
впечатление, что они сливаются, и образуется одно такое существо: креслочеловек.
Или, например, иногда я лежу на диване, и мне необыкновенно трудно с него
встать. И не потому, что я ленив, а потому, что я чувствую, что диван просто в
полном восторге от соприкосновения со мной. И из него вытягиваются мягкие
диванные лапы, которые меня со всех сторон обхватывают, и он ими меня к себе
прижимает. И если я встану резко, он просто обидится, это будет грубо с моей
стороны. Это кинестетическое переживание.
Если человек говорит: "Я весь дрожал, у меня подкосились ноги", – то это
не только метафора, это еще и прямое описание его эфирных переживаний.
Если человек эфирно настроен, то, когда вы берете его за руку, когда вы с ним
обнимаетесь, или, допустим, целуете его (ее) в щеку, он (она) считывает с вас
огромное количество информации. Вы даже не подозреваете, сколько. И в первую
очередь эфирно считывается уровень вашей открытости, уровень доверия, который к
вам можно испытывать. И у эфирно-ориентированных людей надо этому учиться,
потому что если астральное почти тело не врет, то эфирное – наш основной
индикатор. Например, на группах гимнастики у нас есть такое упражнение. Сесть с
другим человеком спина к спине, голова к голове, и просто расслабиться. Или
сделать то же самое стоя: прислониться спина к спине, ноги чуть выставить
вперед, найти равновесие и расслабиться. И с каким-то человеком вы спокойно
сядете (встанете), у вас пойдет сильное торможение и вы почувствуете
расслабление и комфорт, ощутите себя более комфортно, чем в кресле. А с кем-то
другим вы почувствуете резкое беспокойство, вам захочется развернуться к нему
лицом, – хотя конфликта у вас с ним может и не быть. Однако такова ваша эфирная
реакция, и ее нельзя игнорировать как несущественную – психика, подсознание
этого не прощают.
Есть люди, для которых эфирная модальность – это основная модальность, в
которой они живут, и лишь через нее они воспринимают все остальное. Недаром во
всех народах ритуал совместного поедания и, соответственно, переваривания пищи
– один из самых ответственных. Подумайте, почему? Если вы – профессиональный
психотерапевт, вы должны научиться не только есть похоже на то, как это делает
другой человек (например, ваш клиент), но и переваривать пищу в одном с ним
ритме. Пережевывать и переваривать. И когда вы научитесь такой эмпатии, такой
зеркальности, то можете считать, что эфирная модальность вами частично освоена.
Физическая модальность. Вообще она воспринимается в нашей культуре как
грубая и невоспитанная. Конкретное тело – это не комильфо. Не ковыряй в носу,
не показывай язык, не чешись, не потягивайся – веди себя прилично!
Невозможность потянуться на обществе – огромное неудобство для человеческого
тела. Помните наши упражнения, когда мы отводили локти назад и вперед? Это же
совершенно неприличный в обществе жест! Попробуйте, вытяните руки вперед, как
можно дальше вперед и покрутите плечами: одно вниз, затем другое. У вас должны
растянуться мышцы между лопатками. А теперь отведите локти назад, как можно
дальше назад и так же покачайте плечами вниз-вверх. Что о вас подумают, если вы
станете так тянуться на обществе? А теперь прислушайтесь к своим эфирным
ощущениям, а также астральным. Вам стало полегче? А теперь представьте, что о
вас подумают культурные люди, если вы такое себе позволите в обществе. Они
сочтут, что вы распустились выше всякой меры, что вы сейчас снимете с себя
|
|