|
потом – сражение. Другой пример – это любовный треугольник. Вначале есть
устойчивая супружеская пара, но у жены появляется поклонник, у которого есть
цели, несовместимые с программой мужа. И вот возникают самые разные ситуации,
где программа мужа, заключающаяся в охране своей семьи, сталкивается с
программой любовника, выражающейся во внедрении в семью – но, правда, с черного
хода. Он, бедненький, не понимает, в какой степени он при этом берет на себя
карму семьи. Однако ему очень хочется внедриться. И эти две программы – мужа и
любовника – входят во взаимодействие, и начинают происходить события, которые
могут наполнить пухлый роман.
Событие – это конкретное проявление наших ценностных ориентаций или
наших жизненных программ. Например, у меня есть определенная ценность: я считаю,
что надо быть добрым, надо помогать людям. Я это качество (доброту) в себе
воспитываю, лелею, оно у меня внутри горит. Но наступает момент, где я свою
доброту или идею помощи конкретно реализую – вот это и есть событие.
Что еще характерно для каузального плана? Импровизация.
Непредсказуемость. Вот почему люди, которые точно предсказывают конкретные
события, очень редки и пользуются в обществе большим уважением, смешанным со
сверхъестественным ужасом. Однако даже у лучших из них не бывает стопроцентных
попаданий. В принципе, сама природа каузального плана очень динамична, мы
никогда не знаем, что конкретно будет с нами завтра. Поскольку здесь постоянно
идет как бы импровизация – как самого человека, так и богини судьбы – парки.
Для каузальной модальности характерны сиюминутность, актуальность,
спонтанность, состояние "здесь и сейчас". Осознание приходит позже. Вы сидите
за рулем автомобиля, вас кто-то подрезает, вы нажимаете на сигнал, или ударяете
по тормозам, или рулите – в этот момент вы не думаете о том, что означает
происходящее с вами, вы не занимаетесь ментальным моделированием. Вы действуете.
Вот это и есть событие. Для сильного каузального включения характерны
искренность и вовлеченность, а также отсутствие ментального моделирования, то
есть осмысления в абстрактных категориях того, что происходит. Другими словами,
здесь нет интерпретаций, а есть прямая реакция на непосредственное воздействие
окружающего мира.
Вот почему я не люблю (извините, конечно) читать лекции, а люблю писать
книги. Здесь, перед вами, от меня требуется гораздо более высокий уровень
спонтанности, неожиданности, каузальности, чем мне, видимо, от природы
свойственен. В принципе хорошая лекция это не то, что готовится заранее, а
потом читается по бумажке – по ее ходу все время должны быть импровизации. Есть
люди, которым они даются очень легко, а есть люди, которые более систематичны,
у них больший акцент на буддхиальном теле, им импровизации даются тяжелее.
Что такое каузальная модальность? Это смех, радость, сияющие глаза,
жизнь в лучшем смысле этого слова. Как сказала одна домохозяйка: "В Чикаго не
живут, в Чикаго только существуют!" Плотный каузальный поток – это жизнь в
лучшем смысле слова. Магия сцены, обаяние текущего момента. Вы смотрите
телевизор, что там сегодня в мире происходит, как там президент, кого на какое
место он назначил, кто сегодня стремится к власти – вот это все и есть
каузальный поток. Человек, постоянно живущий в плотном каузальном потоке – это
журналист: в каждый момент времени он должен бежать в нужное место, брать у
нужного человека актуальное интервью, быстро печатать его в газете, чтобы
читатели его сообщение жадно прочитали, а через неделю забыли. И это – символ
каузального потока.
Есть люди, которые в него вовлечены в необыкновенной степени. На Востоке
существует понятие "золотая нить дао". Это нить, которая тянется из воплощения
в воплощение по мере того как человек их проживает, и живой ее кончик находится
здесь и сейчас. И если вы ведете себя нестандартно, творческим образом, если вы
вовлечены в текущую ситуацию полностью и ее полноценно отрабатываете лично вам
свойственным способом, то она в этом месте делается золотой. А если вы следуете
рутинным образцам, если вы отсутствуете в ситуации, оставляете ее на свои
шаблонные программы, нить дао в этом месте делается ржавой. И вот за вами
тянется эта ниточка: где-то она ржавая, причем иногда большими кусками, где-то
она сплошь золотая, а где-то идут золотые проблески на общем ржавом фоне.
Подумайте об этом образе.
Сильный каузальный поток настолько захватывает человека, увлекает его за
собой, что осмысливать происходящее некогда. Так бывает, когда вы смотрите
увлекательный приключенческий фильм – вы полностью оказываетесь в экране. Вы
потом будете думать, что этот фильм означает, кто кому что сказал, вспоминать
события фильма, осмысливать свои эмоции. Но это все потом, а сейчас, во время
просмотра, вы полностью вовлечены. К этой модальности призывают духовные
учителя, которым не хватает внимания своих духовных учеников, или их ученики
слишком занудны. И учитель говорит своим ученикам: "Вы должны жить здесь и
сейчас, слушать каждое мое слово!" Это, конечно, хорошо. Но потом, когда лекция
окончилась, и ученик удаляется к себе в келью, ему совсем даже неплохо пожить в
модальности "там и тогда", вспомнить лекцию, о ней подумать, включить
ментальный план, в частности, как-то осмыслить сказанное учителем. Так что
реально всегда жить здесь и сейчас, быть постоянно полностью спонтанным – не
получается, по крайней мере, у среднего человека, не достигшего еще полного
просветления. А если вы пытаетесь это делать, вы начинаете жить за счет других,
срывать чужие планы, свои собственные обещания и т. д. Другими словами, каждая
модальность хороша в свое время.
Когда у вас активизируется каузальная модальность, вы полностью
включаетесь в то, что происходит, – а потом вы чувствуете, что ситуация
изменилась, точка сборки куда-то съехала, может быть, вам необходимо обдумать
|
|