|
имеет в виду, что возможны какие-то неудачные моменты для проповеди,
провозглашения его идей. Однако на атманическом плане таких неудачных моментов
нет – и не может быть, поскольку абсолютно все, что происходит, идет на пользу
его идее. Здесь нет неудач, а есть лишь обучение. Нет срывов, поскольку в
конечном итоге все ведет к торжеству основной идеи. Находясь в атманической
модальности, человек не понимает других позиций атманического плана и не
понимает идеи частичного сотрудничества. Если вы с ним сотрудничаете – вы
полностью, целиком должны быть под ним.
Интонации. Тут есть два основных варианта: страстная подавляющая или
заманивающая, влекущая интонации, но обе стремятся захватить вас целиком,
заставить забыть обо всем остальном.
Физический план. Оценивая модальности, в которых существует человек,
всегда полезно обратить внимание на его расположение в пространстве и
относительно вас лично. Находясь в атманической модальности, человек старается
залезть повыше, на трибуну, взять в руки микрофон, а еще лучше, когда на него
направлены телекамеры. Он вышел на такой уровень, выше которого уже ничего нет,
а все остальные находятся ниже и должны ему внимать.
Буддхиальная модальность. Я должен сказать, что разница между соседними
планами всегда принципиальна. Поэтому обратите особое внимание на то, что
называется "дифференциальная диагностика". На первый взгляд кажется, что идеалы
и ценности – это почти одно и то же. В действительности же они различаются, как
небо и земля, если говорить о модальностях, и по существу, конечно, тоже.
Каковы же особенности буддхиальной модальности? Она обозначает что-либо как
особую ценность. Как нечто глобально значимое, длительное, серьезное, но, в то
же время, частное. Буддхиальная модальность гораздо более конкретна, чем
атманическая. Здесь есть определенная цель, и эта цель не тотальна и не
универсальна. Она в чем-то обязательно ограничена: это глубокая проработка
определенного сюжета. Это глубокое длительное воздействие, может быть,
качественная трансформация на ценностном плане или на плане длительных внешних
программ, которые ведет человек.
Для буддхиальной модальности характерны ссылки на авторитеты и поиск
связи с чем-то большим, значимым. Когда человек начинает говорить на
буддхиальном плане, у него, как правило, будет какая-то преамбула, вступление.
Он начнет говорить как бы издалека, он сошлется, в зависимости от уровня своей
культуры, или на классика из античности, или на лозунги, которые звучат в
прессе или на телевидении; по крайней мере, он даст понять, что ситуация,
которая обсуждается, не сиюминутна, она занимает в его жизни и сознании
существенное место. Эта акцентировка обычно производится человеком
бессознательно.
Для буддхиальной модальности характерен медленный ритм. Если вы хотите
произвести впечатление на другого человека, показать, что вы обсуждаете что-то
серьезное, важное, значимое для вас, что вы предлагаете что-то, что является
большим, – никогда не говорите об этом скороговоркой. Скороговорка – это
каузальный ритм. Вы должны делать паузы, цедить слова, даже если вам это обычно
совершенно не свойственно. Найдите свой собственный способ выражения
буддхиального ритма, он в принципе медленный. Здесь типичны задумчивость, паузы,
погружение внутрь себя.
Если вы хотите показать своему партнеру, что тот вопрос, который он
задал, вы восприняли всерьез, как нечто глобально значимое, то есть в
буддхиальной модальности, вы обязательно должны не отвечать сразу. Вы должны
покивать головой, возвести глаза горе (то есть вверх), погрузиться в себя,
помолчать. И только после этого, показав, что вы загрузили ситуацию глубоко
внутрь себя, послали ее своему внутреннему "я", оно что-то сделало, – вы, не
торопясь, говорите свое мнение или суждение.
Итак, паузы в речи. Что еще характерно для буддхиальной модальности?
Такие слова как "вообще", "в принципе", такие выражения как "исподволь",
"ситуация должна созреть", "здесь нельзя торопиться" или "на каком основании".
Вопрос "На каком основании?" является мягким манипулятивным приемом,
позволяющим корректно заставить человека перейти на буддхиальную модальность.
Такие манипуляции – это отдельная тема для психологического исследования. В
принципе, все это мы подсознательно или полусознательно делаем, но обычно очень
грубо, а можно делать это и более тонко. Например, если человек находится на
слишком сиюминутном уровне, что-то быстро тараторит, что-то чересчур легковесно
вам предлагает, вы можете его спросить: "А на каком основании?" Все. Если вы
скажете эту фразу медленно и как бы наведете ему буддхиальное состояние, он
затормозится. Другой вариант такого переключения – это вопрос: "С каких пор?"
Так локальная ситуация вставляется в глобальный жизненный сюжет. "Какими
обстоятельствами обусловлено?" Задавая этот вопрос, вы рассматриваете сюжет не
узко локально, а в некотором окружении.
Другой вариант вопроса, наводящего на буддхиальную модальность, это: "В
связи с чем возник ваш интерес?" Приходит человек, задает вам вопрос, который
вам не нравится. Вы ему говорите: "А в связи с чем задаете вы мне этот вопрос?"
Тут он поневоле должен сойти со своего каузального любопытства и подняться на
буддхиальный план. Конечно, не исключено, что он прочно стоит на своих позициях,
и тогда он ваш вопрос проигнорирует, – но в этом случае вы можете его (вслух
или мысленно) упрекнуть в неуважении к вашей персоне или вообще перестать
реагировать на его слова.
Имейте в виду, что когда вы определенным образом направляете человека на
некоторый план, который вам в данный момент представляется оптимальным, а
человек не воспринимает вашего управления, то есть ведет себя некомплементарно,
|
|