|
все его жизненные события и процессы. Во внешней жизни это то, что называется
"жизненная миссия" или, по-русски, судьба, то есть та общая идея, которая
охватывает все стороны жизни человека, все события, все его ценности и все
жизненные программы и соединяет их воедино.
Буддхиальное тело – в нем нахоится то, что мы называем словом "идеалы"
или "ценности". Сюда относятся добродетели и пороки, то есть положительные и
отрицательные душевные качества, а также жизненные позиции человека – это в
плане его внутренней жизни. Во внешнем плане буддхиальному телу соответствуют
все длительные жизненные программы, которые человек исполняет.
Например, это программа обучения, освоения профессии, когда ему
требуется пять-десять лет, чтобы ее хорошо освоить. Или, другой пример, у
женщины рождается ребенок, и вместе с ним возникает программа его выращивания и
воспитания. Некоторые буддхиальные программы имеют отчетливый срок, некоторые
им не ограничиваются, но все они длительны и важны для человека.
Каузальное тело – в нем в первую очередь отражаются конкретные события
жизни человека, его действия, поступки, недлительные (локальные) переживания,
длящиеся день, два, три. Каузальное тело это то, что наполняет нашу обыденную
жизнь; на внешнем уровне – это, прежде всего, поступки, конкретные действия.
Ментальное тело – это тело мысли. Однако оно содержит не только те мысли,
которые человеком осознаются. И вообще, что такое мысли, вопрос в нашей
культуре еще открытый. К проявлениям ментального тела относятся наши
мыслительные процессы, наши модели, наши представления, наше символическое
мышление. Но кроме этого, к ментальному телу относится, например, регулирование
жизни физического тела, то есть управление всей физиологией. Скажем, вы берете
в рот кусок и начинаете его жевать. При этом сначала у вас во рту выделяется
определенный сорт слюны, потом вы чувствуете, сколько раз вам надо прожевать ту
пищу, которая вам попала в рот, потом в желудке выделяется определенный
желудочный сок, в зависимости от того, что вы съели, – все это требует большой
ментальной работы, хотя и неосознаваемой, но, тем не менее, нужной.
Другой пример: горнолыжник едет по склону. В каком-то смысле его ум
занят: он регулирует спуск. Ученые посчитали, что если смоделировать
деятельность мозга, то выбор оптимального пути по трассе по сложности
существенно превосходит возможности современных компьютеров. Другими словами,
сделать робота, который бы с такой же ловкостью ехал на горных лыжах,
практически невозможно.
Итак, ментальное тело регулирует мышление, астральное тело связано в
первую очередь с эмоциями человека, а эфирное – с его ощущениями, которые
иногда называют «физическими», но это не вполне точно.
В каждый момент времени точка сборки человека, то его центр его
восприятия, находится в одном из его тонких тел. И воспринимая любой объект,
какой-то фрагмент мира, человек подсознательно настраивается на один из семи
тонких планов. И оба эти момента, то есть где находится восприятие человека и
куда он направляет свое внимание, обязательно должны учитываться
психотерапевтом.
А теперь давайте рассмотрим модальности тонких планов более подробно.
Атманическая модальность. Когда мы можем сказать, что человек находится
под преимущественным воздействием атманического тела? Это как бы
харизматическое состояние, выражающееся в том, что человеком владеет некоторая
моноидея достаточно абстрактного свойства, которой он полностью поглощен, то
есть всего остального для него не существует. И эта идея, с его точки зрения,
заменяет ему все, заключает в себе весь его мир и всю его жизнь. Через ее
призму он воспринимает абсолютно все остальное. Есть люди, у которых эта
моноидея достаточно четко выражена, и когда они начинают включаться в эту идею,
их глаза загораются ярким светом, который воспринимается окружающими как
определенная неадекватность. Все основные мировые ценности, которые в настоящий
момент нам предлагает человечество, находят своих выраженных адептов. Любовь,
секс, власть, деньги, страдания, жертвенность, работа, помощь другим, нигилизм,
катастрофы, смерть – все эти идеи у некоторых людей настолько акцентированы,
что буквально пропитывают всю их жизнь. Есть, например, люди, для которых нет в
мире ничего, кроме катастроф, и они катастрофят абсолютно всегда.
Первый раз в жизни я услышал это слово – «катастрофить» – не так давно, но оно
вошло в мой лексикон. Ко мне пришел как-то руководитель психологического
семинара, рассказывал, что они там делают в первый день, второй, третий – "а
потом, на пятый день, – сказал он, – мы катастрофили". Так вот, есть люди,
которые катастрофят не только в психологической группе на пятый день, а
постоянно, всегда.
Есть люди, которые всегда страдают, и заметьте, что это далеко не одно и
то же. Есть люди, которые находятся в постоянном состоянии катастрофы, но при
этом страдания у них на самом деле нет, это для них нормальное состояние. Есть
люди, которые всегда думают о деньгах. Или есть люди – своего рода
профессиональные революционеры. Им надо все разломать, и на что бы они ни
смотрели, они ждут, что оно сломается, или ломают это сами.
Какова при этом цель? Когда человек находится в атманической модальности,
то цель, которая им владеет, никогда не конкретна. Это цель высшая, несколько
абстрактная. Это свет некоторого идеала. Как говорят идейные бабники: со всеми
женщинами не переспишь, но к этому надо стремиться. И когда он об этом говорит,
у него в глазах зажигается, словно прожектор, характерный атманический свет –
иногда его называют харизматическим.
Обычно, когда человек находится в атманической модальности, то речь идет
|
|