|
– два раза в неделю. Потом она придет к терапевту или просто будет жаловаться
подруге, что муж ее ни в грош не ставит, дурой считает. А на самом деле,
считает он ее дурой? Нисколько. Особенность ситуации заключается в том, что
слова "Ты – дура" – это его вынужденная защита. Он знает, что когда он это
скажет, она все-таки отвяжется. То есть он это говорит, находясь в вынужденной
модальности, как бы в ответ на ее слова, в ответ на ее поведение. Он совершенно
не имеет в виду, что она вообще дура, но объяснить ей это практически
невозможно, и если он начнет ей это объяснять, то она не поймет. Это может
объяснить человек со стороны, профессиональный психотерапевт, и то ему для
этого придется потратить очень много сил, потому что слова-то повторяются,
образ создается, и пробиться сквозь этот образ очень трудно.
Следующие важные психологические модальности это модальности просьбы,
требования и приказа. У большинства людей, кто попроще, такой модальности как
просьба вообще не существует, то есть прямое проявление их воли выглядит обычно
как требование или как приказ. Но фактически этот человек иногда имеет в виду
(внутренне), что он просит, однако его просьба внешне выглядит как требование –
например, слово "пожалуйста" в определенных кругах не употребляется. Когда
такой человек действительно требует – это приказ, а если это приказ, он еще
поорет, или кулаком по столу ударит. Но это не значит, что у него внутри нет
правильной иерархии этих модальностей. Она есть у каждого человека, каждый
человек в какие-то моменты своей жизни просит и даже униженно просит – а вот
как это внешне выражается, за этим стоит понаблюдать.
Обида – благодарность. У разных людей существуют очень разнообразные
средства выражения того и другого, и путаница здесь бывает очень большая.
Подумайте об этом сами.
Жалоба – хвастовство. Рассказывают такую историю. Одна молодая женщина,
выходя замуж, сказала: "Меня никто, кроме мужа, не целовал!" На что ее старшая
подруга спросила: "А это ты что – жалуешься или хвастаешь?" И действительно,
несмотря на то, что жалоба и хвастовство по своему смыслу, казалось бы,
противоположные вещи, тем не менее в жизни, в бытовых ситуациях часто человек
по виду-то жалуется, а на самом деле (психологически) хвастается. И для
психолога путаница человека в этих модальностях – тоже признак большого
неблагополучия и того, что в его подсознании недалеко скрывается существенная
проблема.
Модальности тонких планов
И, наконец, рассмотрим модальности тонких планов. Эта тема в
действительности весьма актуальна, и не в последнюю очередь потому, что к
терапевту часто приходят люди эзотерически, оккультно продвинутые. И они видят
такие вещи, которые сам терапевт не видит и даже не подозревает, что они
существуют. Я помню, у меня училась астрологии одна дама – профессиональный
психотерапевт, причем работала она с сумасшедшими. Попутно с астрологией я
рассказывал кое-что об эзотерике. Она примерно год у меня проучилась, а потом
сказала, что стала гораздо лучше понимать своих пациентов, когда, например, они
приходят к ней, смотрят заботливыми глазами и говорят: "Вы знаете, дорогая, у
вас сегодня ментал сильно перекошен". Но кроме этого, кроме чисто практического,
так сказать, приложения, давно (и не только мной) замечено, что эзотерическая
премудрость, тайное знание, будучи переложено на психологический язык, дает ему
очень многое. И вот я сегодня попытаюсь одну из этих тем для вас раскрыть.
Я расскажу вам о модальностях тонких планов. Те, кто читал мою книгу
"Возвращенный оккультизм, или Повесть о тонкой семерке" или "Тонкие тела" из
серии "Каббалистическая астрология", те, наверное, лучше поймут то, что я буду
рассказывать. Но я буду рассказывать так, как будто бы вы этих книг не читали.
В эзотерике существует деление человека как единого существа,
оккультного организма, на семь тонких тел. Соответственно, в мире (проявленной
Вселенной) рассматриваются семь тонких планов. Сверху вниз, то есть от более
тонких к более плотным, они называются так:
атманическое тело (Атман – это индивидуальный дух);
буддхиальное тело (иногда говорят буддхическое; буддхи – это высший
разум на санскрите);
каузальное тело (еще его называют причинным);
ментальное тело;
астральное тело;
эфирное тело;
физическое тело.
Таким образом, у каждого человека есть семь тонких тел, а в мире есть
семь соответствующих планов. И в каждый момент времени точка сборки человека,
то есть его центр восприятия, находится на одном из этих семи планов. В
зависимости от этого, то есть от того, в каком состоянии человек находится, он
совершенно по-разному воспринимает мир и выражает себя. И правильно понять
человека, не понимая, какая из модальностей тонких планов в данном случае у
него активна, совершенно невозможно.
Я сейчас вам попытаюсь описать эти модальности, а потом мы с моей
ассистенткой разыграем маленькую сценку, и вашей задачей будет определить, кто
из участников в какой модальности находится. Поэтому слушайте внимательно.
Атманическое тело. Если сказать совсем коротко, то атманическое тело –
это вместилище индивидуального духа. Во внутренней жизни – это главный и
единственный идеал человека, который пронизывает все его ценности и, в идеале,
|
|