|
ценности – это принадлежность к определенному социальному кругу, или жизнь в
определенном городе или в местности, которые человек любит.
Ценностные сферы. Ценности высшего порядка – это, в первую очередь то, что
обычно называют высшими идеалами: вера в Бога, в идеалы любви, истины, разума.
Другие, так сказать, индивидуально-ориентированные высшие ценности, это вера в
себя, в свою судьбу, вера в своего ангела-хранителя; чаще всего это
интегральные верования человека, которые идут скорее не по типу Воздуха, а по
типу Огня, то есть это то, что приходит к нему как бы априорно, но устойчиво в
нем существует и его поддерживает.
Далее идут ценности, связанные с этикой, то есть с представлениями человека о
том, что хорошо, что плохо, что правильно и что неправильно. С ними прямо
соотносятся ценности, связанные с личной философией человека, с его концепцией
личности, с самовыражением, самореализацией, самопознанием. Сюда же относятся
его жизненная миссия, личностные особенности, таланты, источники вдохновения,
профессия, вообще глобальные обстоятельства его жизненных сюжетов.
Жизненные позиции. Теперь давайте поговорим о жизненных позициях. Философские и
мировоззренческие ценности, а также ценности, подводящие итог жизненного опыта,
чаще всего выражаются в виде жизненных позиций. Что же это такое – жизненные
позиции? Это утверждения, которые, с одной стороны, человеку постоянно
необходимо иллюстрировать на материале своей жизни (они как будто в этом
нуждаются, они словно потребляют энергию жизни человека), но, с другой стороны,
они дают человеку моральную поддержку, устойчивость в разных жизненных
ситуациях, моральный вес и влияние на других людей. Жизненные позиции могут
быть связаны с миром в целом или его частью и обычно выражаются в таких фразах,
лозунгах, афоризмах, которые человеком глубоко выношены, выстраданы,
подтверждены богатым собственным опытом. Фальшивым ценностям соответствуют как
бы вечно голодные жизненные позиции, которых приходится постоянно кормить
событиями собственной жизни, а они жадно требуют все новых и новых
подтверждений.
Такова, например, распространенная позиция: "Я ни на что не претендую" или "Я
не есть полное ничтожество во всех отношениях." И вот ходит человек по жизни и
постоянно сам себе это доказывает. Это не очень хорошие позиции, потому что они
обязательно фальшивые – если не целиком, то в значительной своей части, и тем
не менее они довольно распространены.
Весьма также распространены позиции: "Я не хуже других", "Я хуже других", "Мне
не нужна чужая любовь", "Я проживу без кого угодно", "Все, за что я берусь, я
делаю хорошо (вариант: я делаю до конца) ". Подумайте о них в терминах
вышеприведенных классификаций, вспомните ваших знакомых, от которых вы
регулярно слышите подобные фразы.
Жизненные позиции – это тезисы, которые не оставляют человека равнодушным: или
он на них опирается, или он их кормит. И в любом случае они эмоционально для
него весьма заряжены, хотя далеко не всегда прямо выплывают в его сознание. И
еще для них характерна двузначность позиции: с одной стороны, их надо
подтверждать, а с другой стороны, они человеку помогают, он на них опирается и
получает от них определенную устойчивость и авторитет.
Поэтому, общаясь с человеком, очень важно, во-первых, улавливать его жизненные
позиции, когда он их как-то обозначает, не путая их с проходными фразами и
оценками, а во-вторых, помнить об описанных выше классификациях. И когда
человек вам что-то излагает, вы должны понять, вовремя уловить, что то, что он
говорит – это не просто его мнение, а именно его жизненная позиция, то есть его
ценность философского порядка, и, кроме того, суметь рассортировать ее по
каждой из шести вышеприведенных классификаций. Только тогда вы действительно
начнете его понимать.
Еще примеры жизненных позиций. "Главное в жизни – это энергия", "Главное – это
воля", "Главное – это смирение перед неизбежным". Вопрос, на каких позициях
стоит человек, – это очень острый момент, который часто загружен глубоко в
подсознание, но, тем не менее, это принципиально важная вещь для понимания его
психики. Он на этом стоит. Существует, например, такая проблема: "Что важнее –
доверие или бдительность?" Есть люди, которые говорят, что самое главное – это
бдительность, и никому доверять нельзя. Обычно эта позиция относится к числу
сознательно-социальных, то есть это то, что человек говорит другим. Что он сам
по этому поводу думает, на самом деле никому не известно. Скорее всего, он
ничего не думает, и, вероятно, у него в подсознании имеется прямо
противоположное мнение, а именно, что людям надо доверять. Я встречал многих
людей, которые говорили, что доверять никому нельзя, но я не встречал в своей
жизни ни одного человека, который бы никому не доверял. Например, когда вы
платите деньги в кассу, вы сначала их отдаете, а потом вам пробивают чек и
элемент доверия здесь обязательно должен быть. Может же кассирша сказать, что
вы дали ей не пятьдесят рублей, а пять! Значит, отдавая свою купюру, вы ей
доверяете. Более того, люди, которые говорят, что никому нельзя доверять,
доверяют другим очень много, причем по очень существенным для себя моментам. Но
у них в подсознании нет должного баланса, нет чувства меры, нет той самой
интеграции, которую дает проработанная стихия Воды. Поэтому недоверие у них
выплывает как социальный протест, или как подсознательный протест на постоянный
самообман, которым они занимаются.
Почему я так подробно говорю о ценностях, в частности, о жизненных позициях?
Если вы хотите научиться глубоко понимать разных и, в том числе, сильно
отличающихся от вас лично людей, то у вас должно быть нечто вроде большого
альманаха представлений о том, какие вообще у людей бывают ценности. Тогда вы
|
|