|
ребенок является ценностью для своей матери, то она никогда не будет говорить
ему, что она растит его для того, чтобы он на старости лет подал ей стакан воды,
и не будет так думать сама для себя. Для нее сам процесс воспитания ребенка –
большой источник вдохновения, при том, что она, если смотреть чисто внешними
глазами, полностью вкладывает себя в эту ценность, как будто ничего не получая
в ответ, особенно пока ребенок совсем маленький. Однако она смотрит, какие у
него ручки, какие у него ножки, как он пошел, как улыбнулся, и от всего этого
радуется, и именно эта радость является для нее сиюминутным, но постоянным
балансом в ее отношениях с любимым чадом. Так выглядит ситуация, когда ребенок
для матери – реальная ценность. А теперь подумайте, какие внешние и внутренние
эффекты возникнут, когда ребенок вырастет и перестанет быть для нее реальной
ценностью (сюжет, гораздо более распространенный, чем хотелось бы и чем принято
думать).
Фальшивые ценности, наоборот, дают человеку отчетливый дисбаланс: они требуют
большой работы на себя, но ничего (или почти ничего) не дают ему взамен. Таково,
в частности, ложное чувство долга, неоправданное служение, часто с элементами
жертвенности, которая никому не нужна.
Отрицательные ценности тоже бывают реальными и фальшивыми. Реальная
отрицательная ценность – это, например, такое моральное ограничение, которым я
реально пользуюсь, допустим, не лгу, не нарушаю своих обязательств, не граблю
ближнего своего, – но в то же время получаю возврат, то есть учет этой
отрицательной ценности ведет к тому, что я действительно не попадаю в различные
ямы. Реальную отрицательную ценность можно сравнить с забором, который
огораживает яму, в которую мне лучше не попадать.
Однако бывают и фальшивые отрицательные ценности, например, такие установки или
принципиальные ограничения которые говорят человеку: "Это для тебя опасно,
этого тебе лучше не делать", – а на самом деле это не так, то есть для него, в
его реальности это на самом деле несущественно, но он этого избегает, и
избегает напрасно, хотя тратит на ложные ограничения, может быть, большие силы,
защищаясь от несуществующей опасности.
Классификация 4. Ценности бывают исключающие и совместимые.
Исключающая ценность – это такая, которая самим фактом своего бытия
автоматически исключает альтернативные варианты; это ценность, которая теснит
другие. Совместимые ценности, наоборот, пластичны, они могут наложиться почти
на любую другую ценность, или стать к ней в позицию субмодальности, своего рода
обертона. Примеры исключающих ценностей: твердость, самостоятельность,
независимость. Совместимые ценности – мягкость, терпимость, доброта.
Подумайте сами, какие еще бывают исключающие и совместимые ценности, какие
свойственны лично вам и вашим знакомым.
Классификация 5. Ценности бывают центральные и фоновые, и это тоже очень важное
различие.
Центральные ценности это те, которые находятся в фокусе восприятия человека.
Например, есть ценности культурной жизни, которые понимаются человеком как
участие в так называемых культурных событиях: вот я иду в театр на
представление, я смотрю интересный фильм, посещаю выставку. Это – центральные
ценности, они субъективно воспринимаются как источники света. Для меня важно,
каковы они, и они важны сами по себе, то есть я ориентируюсь на их наличие в
своей жизни.
Фоновые ценности, наоборот, воспринимаются человеком не как источник освещения,
а как уровень освещенности, так что он нередко замечает не наличие фоновой
ценности, а ее отсутствие. Вот типичный пример. Представьте себе, что вы идете
ночью по дороге, освещенной фонарями. Где-то света достаточно для того, чтобы
вы видели дорогу, и тогда вам не важно, с какой силой светит фонарь над вами,
вам достаточно того, что уровень освещенности не ниже некоторого для вас
минимального. А там где фонари очень далеко, у вас образуется кусок дороги, где
вы уже не разбираете, что у вас под ногами. И тогда вам становится важно, что
фонарей нет. И даже очень сильный фонарь совершенно не скомпенсирует вам
участок темной дороги, который был на некотором расстоянии до него.
Примеры из психологии: ценность дружелюбной среды и ценность отдыха.
Представьте себе человека, который живет в дружелюбной среде, и ему в ней
хорошо. Однако среда не может быть чересчур дружелюбна6 ему не нужно, чтобы его
засыпали цветами, постоянно обнимали и лучезарно улыбались со всех сторон. Ему
нужно, чтобы у него был некоторый уровень комфорта, ему желателен определенный
уровень фонового положительного отношения, и если он его не получает, он
страдает. А прямые акты, так сказать, дружелюбного отношения, когда ему, скажем,
на день рождения дарят грандиозный подарок, для него не так существенны.
То же относится к отдыху, к расслаблению. Человеку нужно время от времени
отдыхать, чтобы уровень нагрузки на его психику и на его тело был не слишком
высок. Однако интенсивность отдыха не может быть слишком большой. Он, например,
не может месяц очень интенсивно отдыхать, с тем, чтобы потом десять лет
непрерывно работать – ему нужен определенный фоновый уровень отдыха – каждый
день, каждую неделю, каждый год, и если его нет, то человек от этого страдает.
Классификация 6. Ценности бывают локальные и глобальные.
Эта классификация перекликается с предыдущей классификацией, но по сути от нее
отличается.
Локальные ценности – это те, которые существуют здесь и сейчас. Например, в
данный конкретный момент происходит что-то хорошее, и я его воспринимаю и как
бы кладу в копилку, где у меня лежат другие конкретные хорошие вещи.
Глобальные ценности – это то, что является постоянным содержанием моей жизни.
Они обычно не связаны с конкретными событиями. Типичный пример глобальной
|
|