|
разница небольшая. Почти синонимичные реплики. Но на психологическом уровне
разница между ними отлично отслеживается: фраза: "Ты сморозила глупость" есть
констатация ошибки на предметном уровне, а реплика "Ты дура" относится к уровню
индивидуального прототипа, она указывает на качество, неотъемлемо присущее
личности. По моим наблюдениям, такого рода обобщениями грешат абсолютно все.
Если вам необходимо сказать что-то конкретное, сделать высказывание по сути
предметного уровня, но вам хочется его усилить, то вы обязательно перейдете на
качественный уровень, сделав некорректное и несправедливое обобщение, приписав
данному конкретному обстоятельству качественное значение. И чем сильнее у вас
стихия Воздуха, чем больше в ней планет, тем сильнее у вас будет этот соблазн.
Теперь давайте подумаем о том, что может нам дать астрология, если использовать
эту схему. Я думаю, что если здесь в зале сидят опытные астрологи, то им уже в
принципе больше от меня ничего не нужно. Если я должным образом, с должным
огнем, прочитал первый час этой лекции, то вам уже ясно, каковы стихии, а три
времени вы тоже знаете. Значит, у вас, в принципе, должна возникнуть иллюзия,
или первое впечатление, что вы уже можете проинтерпретировать любую планету в
любом знаке, гармоничную, пораженную, слабую, сильную, и свободно, так сказать,
владеете материалом. Это впечатление возникает, если вас загипнотизировала
стихия Огня, под которой в большой мере идет моя сегодняшняя лекция – и
дальнейшие лекции также. Я излагаю вам некоторые первичные идеи – в надежде,
что они пробудят спящие или дремлющие струны вашей астрологической и
психологической души. Но для того, чтобы реально эта астрология (я ее назвал
трансперсональной) стала на вас работать, чтобы вы стали в ней экспертами, вам
нужно еще поработать над стихией Воздуха, то есть взять несколько десятков карт
и их понять, проинтерпретировать, сначала самим, а потом хозяевам карт, и
понять, насколько точны эти интерпретации. Теперь вам понятно, чем отличается
Огонь от Воздуха?
Для того, чтобы дать более глубокое психологическое наполнение стихиям, я
сделаю еще некоторые замечания.
Стихия Воды: тонкости. Что такое интеграция? Это, в частности, преодоление
ценностных и качественных антагонизмов. Например, человек считает, что он
умелый. Есть у него такое качество. Он умелый, он многое умеет, он независимый.
И он на том стоит. У него есть и внутреннее ощущение, приходящее по каналу Огня,
сверху, без особых доказательств, что да, действительно он такой. И по жизни
Воздух ему подтверждает, что он действительно во всем почти обходится сам,
никому особенно ничего не должен. А теперь я спрашиваю вас, есть ли у него
шансы на интеграцию во внутреннем пространстве? Отвечаю – никаких. Если вы –
человек умелый, то шансы на интеграцию у вас есть только в том случае, когда вы
выявите в себе качество беспомощности. Если вы – человек самостоятельный, то
для успешной интеграции вы должны выявить в себе качество глубокой зависимости
от других людей, от окружающей среды. И затем соединить эти два качества в
своем едином бытии.
Как это можно сделать? Например, следует действительно обнаружить, что такое
качество, как беспомощность, вам нужно, чтобы нормально строить отношения с
близкими; и что если вы все умеете, то в некоторый момент уровень вашего
давления на них превосходит все мыслимые границы. И уровень нагрузки на вас,
который вы берете на себя в связи с таким вот заявлением, тоже превосходит все
мыслимые для вас границы, и вы начинаете болеть. Вы делаетесь беспомощным. Вы
лежите на больничной койке, и вам вливают в рот касторку или что-то еще. Если
вы отрицаете такое свое состояние, если вы его вытесняете, если вы всячески с
ним боретесь, говорите, что это временно, это только сейчас, а потом вы
вскочите и дальше будете все сами делать, – совершенно понятно, сколько у вас
шансов на проработку стихии Воды. Их нет. А ее проработка заключается в том,
что вы поляризацию "умелый – беспомощный", во-первых, внутри себя принимаете, а
во-вторых, балансируете эти свои качества во внутреннем и во внешнем мире. И
тогда (в вашем восприятии) балансируются соответствующие качества внешнего мира,
потому что мир по отношению к вам тоже где-то умелый, а где-то и беспомощный,
и вы в первом случае должны дать ему возможность вам как-то помочь, а во втором
– сами прийти ему на помощь. И только когда вы найдете этот баланс, когда вы
найдете чувство меры и у вас возникнет чувство времени, когда и что нужно
сделать, – только после этого у вас станет возможной интеграция личности.
Я вам могу назвать еще несколько подобных поляризаций. Однако обратите внимание
на то, насколько это тонко. Обычному человеку и в голову не придет, что быть
умелым – это плохо. Что быть эффективным – это плохо. А стихия Воды обязательно
уходит от любых антагонизмов и жестких противопоставлений, она их соединяет
вместе. И если человек этого не сделает, то он так и будет раздерганным, даже
если он и кажется самому себе цельным. И он не впишется в социум, не впишется в
свою семью и в свою родовую программу.
Еще примеры поляризаций: надежный – нуждающийся в поддержке; добрый – ? – какой
тут антагонизм? Противоположное качество зависит от того, как понимать слово
"добрый". Обычно говорится "злой", но здесь важны оттенки. Внимательный –
равнодушный. Умный – хорошо ли быть умным? Вопрос в том, как вы понимаете слово
"умный". Найдите противоположное качество и поймите, что оно столь же нужно в
вашей жизни, как и ум. Аналитичный – интуитивный. Жизнь такие вещи балансирует,
то есть жизнь о нас заботится. Если психотерапевт, например, будет слишком
умным, слишком аналитичным, то к нему придет совершенно трансцендентный субъект,
который вообще ни слова не будет понимать из того, что терапевт будет пытаться
ему объяснить. Таким образом жизнь позаботится о его (терапевта) внутреннем
балансе.
|
|