|
Какие бывают нехорошие качества? Невнимательность, лень, медлительность.
Подумайте, какие у них есть противоположности, и как они в вашей жизни
представлены.
По поводу медлительности я могу рассказать одну притчу из Махабхараты
(индийского эпоса). Был один кшатрий, воин, у которого был необыкновенно
медлительный сын. Все, что он делал, он делал необыкновенно долго. И однажды
случилась такая история. Этого кшатрия чрезвычайно разозлила жена: она
совершила, с его точки зрения, ужасный проступок, цена которому была
единственная – смерть. И он сказал: "Я ухожу на неделю в горы, а ты, мой сын,
должен ее убить!" И вот этот медлительный сын начал причитать и жаловаться на
свою судьбу, и причитал он довольно долго, страниц пять, в таком стиле: "Как
это ужасно, что я должен убить мою мать, которая меня вскормила, которая
заботилась обо мне в младенчестве, которая меня воспитывала, когда я был
ребенком, которая заключила меня в свое сердце. А с другой стороны, как это
ужасно, ослушаться своего отца, ведь главная заповедь сына – всегда и во всем
слушаться своего отца, и как это будет плохо, если я посмею его не послушаться..
." Вот так этот медлительный сын ходил и нудил, и через неделю, когда пришел
его отец, он был страшно счастлив, что сын еще ничего не сделал, потому что за
эту неделю отец передумал, остыл, понял, что жена ему еще пригодится. И сочинил
специальную оду во славу медлительности своего сына.
Идем дальше. Вспыльчивость. Какое существует положительное качество,
соответствующее вспыльчивости? Какой может быть та же самая черта характера,
если ее повернуть так, чтобы она была положительной? Ответ может быть например,
таким: быстро реагирующий и отзывчивый. А теперь подумайте о противоположных
качествах.
Самоотверженность – какая тут полярная черта характера и как ее сбалансировать?
Подчинение и повелевание – тут тоже есть, над чем подумать.
К чему я веду этот разговор? Одно дело – сформулировать на абстрактном языке
идею синтеза. Совершенно другое дело – проработать ее на уровне всех основных
черт человеческой психики. Я перечислил вам некоторые ценностные поляризации.
Они, однако, как правило, неочевидны. Не очевидно, как их балансировать, не
очевидно, что сказать по этому поводу конкретному человеку в его конкретной
ситуации.
Пафос стихии Воды – это служение миру, в смысле уникальной интеграции индивида
в социум и вообще в мир. У нас есть уникальный индивид, уникальный
индивидуальный прототип, который весь целиком уникальным образом погружается в
социальное пространство, находит себе в нем место и дальше как-то функционирует
(как именно функционирует, этого наша астрология не касается). И,
соответственно, стихия Воды управляет уникальным синтезом внутреннего мира
человека. У каждого человека есть какие-то свои ценностные акценты, свои
предпочтения, свой способ видения, и вот все они определенным образом
балансируются, собираются вместе, и получается уникальное цельное существо. Я
скоро буду вам рассказывать о субличностях, а пока замечу в целом, что
окончательный результат действия стихии Воды заключается в интеграции всех
субличностей, которые есть в данном человеке. Это, в принципе, очень высокий
уровень интеграции человека. Человек с проработанной стихией Воды отличается
тем, что в своей глубине он чувствует себя очень спокойно: у него нет
внутренних антагонизмов. Помните, я вам рассказывал об устройстве дивана: на
поверхностном уровне такой человек дает адекватную эмоциональную, ментальную и
ситуативную реакцию (например, может казаться взволнованным, озадаченным,
неловким и т. п.), но внутри у него есть абсолютное спокойствие и ощущение
своей уникальной вписанности в мир и уникальности своего бытия как такового.
Что еще характерно для стихии Воды? Поиск внутренней позиции и точки наблюдения.
Разрешение внутренних конфликтов ценностного уровня. Выяснение отношений с
архетипами, эгрегорами, тонким миром в целом, и всеми тонкими сущностями,
которые с человеком взаимодействуют. И если на внешнем уровне мы говорим, что
человек интегрируется в мир, то на внутреннем уровне происходит наоборот:
человек ищет такую позицию, чтобы мир интегрировался внутрь него, то есть он
ищет позицию принятия мира. Мир вообще-то угловатый, жестковатый, иногда
довольно неприятный, но человек ищет такую позицию, чтобы полностью его внутрь
себя принять.
Можно сказать, что если Огонь дает нам аванс на служение, его акцентуацию,
энергию и вдохновение, то Вода – это реализация этого служения, а точнее –
начало этого служения, причем служения, я подчеркиваю, не локального, а
тотального и целостного, служения самой сущности человека.
Вода – это встраивание. Встраивание своей роли, своей индивидуальности в
социальную реальность и встраивание в свою психику трансперсональных явлений и
влияний и последующая их интеграция. Воздух – это встраивание в психику
конкретных происходящих событий, и переживаний в связи с ними. А Вода – это
встраивание таких влияний и явлений, которые, вообще говоря, могут быть никак
не связаны с непосредственной жизнью человека. Вот, например, кто-то пришел и
поселился в моем внутреннем мире, и у меня раздвоение личности. И ее надо
интегрировать. Какой-то у меня там пробился внеземной разум, а может, он и
земной, точно сказать сложно, но вот он что-то мне такое нашептывает; и сначала
это мне нравится, а потом я чувствую, что у меня крыша съезжает – и значит пора
интегрировать психику, и стихия Воды как раз этим и занимается.
Стихия Огня: тонкости. Для Огня характерно немотивированное изменение акцентов
ценностей и устойчивых программ подсознания. Вот, например, рос у родителей
ребенок: противный, несговорчивый, капризный, раздражительный – а потом вдруг
что-то произошло, всю противность как рукой все сняло, ребенка словно подменили
|
|