|
внешней интеграции.
Куда человек при этом приходит во внутреннем мире – это вопрос, который на
самом деле очень сложен. Человеку, в принципе, мало того, чтобы найти
адекватное служение в рамках человечества, ибо человек – это больше, чем
человечество. Почему я и говорю, что тема личности отличается от темы
индивидуальности. Сегодня мы рассматриваем человека в рамках человеческого
эгрегора, но мистическая традиция говорит, что человек – это нечто, выходящее
за пределы человечества как эгрегора, что на каком-то самом высоком уровне
человек единосущен Богу, который сотворил весь мир, а не только планету Земля и
человечество. Н. Бердяев писал в книге "Самопознание", что вся история
человечества – не больше, чем мгновение его собственной личной истории. Однако
сегодня мы находимся в рамках Адама Кадмона, и поэтому полная интеграция
личности выходит за пределы темы, которую мы рассматриваем. Однако эти темы
связаны напрямую, поскольку интеграция в рамках служения человечеству и бытии в
человечестве – это, если хотите, первый этап интеграции личности, и мимо него
не пройдешь.
Уровень, на котором находятся стихии Огня и Воды, то есть взаимодействие между
Адамом Кадмоном и индивидуальным прототипом, можно назвать "Трансперсональная
психология". Здесь человек связывается и во внешних, и во внутренних программах
с другими людьми, с коллективами и, в предельном случае, со всем человечеством.
А обычная психология занимается в основном личностью в узком смысле слова, то
есть обычная психология на нашей схеме располагается в ее нижней части, на
уровне стихий Земли и Воздуха, и давайте посмотрим, что у нас тут происходит,.
Стихия Земли. У меня появилось какое-то качество. У меня появился талант. У
меня появилась потребность. Они пока что существуют абстрактно, они лишь
обозначены. Когда и как я могу их хорошо прочувствовать? Когда я переживу их
конкретно. Третий, нижний уровень на нашей схеме, уровень индивидуального
человека – это конкретный поступок, конкретный жест, конкретное физическое
проявление, то есть то, что существует глазами вульгарного материалиста. Все
остальное, с его точки зрения, не существует само по себе, а реально существует
лишь человек в его конкретном содержании, конкретном внутреннем переживании,
конкретном внешнем взаимодействии – и это и есть предметный уровень.
Так что же такое трансляция стихии Земли? В первую очередь, это проявление
(материализация) индивидуальности человека. Например, я считаю, что обладаю
таким качеством, как доброта. Есть оно у меня или нет? Если оно у меня
по-настоящему есть, то оно должно проявляться в конкретных добрых поступках.
Есть у меня, допустим, программа подсознания, которая переживается мной как
любовь. Если она реальна, она не может существовать лишь на качественном уровне,
она обязательно так или иначе должна материализоваться в конкретных отношениях,
проявиться в виде поступков.
Если у меня есть желание, то оно может до поры до времени существовать
абстрактно, то есть как программа подсознания, но в какой-то момент она
обязательно совершенно четко обозначается, так сказать, опредмечивается в виде
конкретного желания. Например, у меня как у биологического существа есть
потребность в еде. Она существует абстрактно в моем подсознании, но в какие-то
моменты трансформируется в конкретное желание съесть то или иное блюдо. И этот
процесс формирования конкретного желания из общей потребности как раз и
управляется стихией Земли.
Другими словами, можно сказать, что земной трансляции соответствует конкретная
манифестация определенных качеств человека, программ его жизни, целей и
ценностей. Это момент реализации заложенного в нем потенциала. То есть вопрос
стихии Земли – это вопрос проявления. Когда вы предъявляете какие-то свои
качества, например, говорите: "Я умный, я трудолюбивый, я усердный", – то
повисает некоторый знак вопроса, то есть ваши слова легковесны – до тех пор
пока вы это, как говорят, не докажете. А вот докажи, что ты умный, докажи, что
ты усердный, покажи, что ты трудолюбивый. И тут-то и включается стихия Земли,
которая дает вам возможность это доказать и продемонстрировать.
Стихия Воздуха. И теперь, наконец, стихия Воздуха. Это, как говорится в
гегелевской диалектике, переход от количества к качеству. Или, другими словами,
это поддержка качеств, поддержка потенциала. Если человек постоянно участвует в
каких-то конкретных программах, то у него идет создание, оформление и поддержка
(или, наоборот, отравление или разрушение) определенных качеств его личности,
его определенных личностных особенностей, особенностей индивидуального
прототипа – по И. Павлову это называется условным рефлексом. Опыт, который
человек получает из внешнего мира или из каких-то внутренних переживаний,
постепенно им интегрируется, суммируется и становится определенной привычкой
или иной программой подсознания; на нашем языке можно сказать, что у человека
формируется (или разрушается) определенное качество.
Представьте себе, например, человека, который никогда не думает о красоте, об
эстетике, искусство не волнует его ни в какой степени, Венера в его гороскопе
как бы отсутствует или молчит. Но однажды он женится, а жена у него художник,
высоко эстетичная особа, и все, что происходит в доме и в ее жизни, обсуждается
у него на глазах с выраженным эстетическим оттенком. Он сначала не обращает на
это внимания, но постепенно, как говорится, входит во вкус, и начинает смотреть
на мир эстетическими глазами. И хотя никакого отчетливого огненного
венерианского звучания у него не было, но формирование индивидуального
прототипа происходило как бы исподволь, из конкретного опыта. Это – работа
стихии Воздуха. Это поддержка (или разрушение) любого потенциала, в частности,
жизненных позиций. А это одна из самых важных вещей, которые есть у человека на
уровне индивидуального прототипа. Есть жизненные позиции, которые приходят
|
|