|
вместе с призванием, от Универсального Целителя, и от собственного
ангела-целителя терапевта, который следит за его здоровьем (и физическим, и
психическим). Любой целитель в какой-то мере заболевает болезнью клиента и на
себе ее вылечивает. И если у него хороший ангел-целитель, то слишком тяжелого
больного он к нему не подпустит. А с остальными работает в поте лица, машет
всеми своими крыльями, двумя или даже шестью, иногда сильно переутомляется и
потом болеет сам. Поэтому будем беречь своих ангелов-целителей, не будем брать
на себя больше работы, чем они имеют в виду. Мне очень часто приходится
произносить эти слова. Когда-то, я помню, одна женщина – лихой водитель мне
говорила, что у нее есть ангел-хранитель, который ее всегда спасает. Я ей
порекомендовал, чтобы она когда-нибудь давала ему отдохнуть, а то он у нее
переутомится. И, по-моему, она чуть-чуть задумалась.
Есть защита иньская и есть янская. Самая главная иньская защита
заключается во внутреннем принятии целителем того, что происходит, то есть в
принятии мира таким, каков он есть. Иммануил Кант в своей магистерской
диссертации доказал (и совет утвердил диссертацию), что этот мир является самым
совершенным из всех возможных миров. (И психотерапевту иногда неплохо об этом
помнить.) И, в частности, никакие наши вмешательства мир совершеннее не сделают.
А если этих вмешательств не будет, то он тоже не погибнет и менее совершенным
не станет. Разница чисто вкусовая. Есть одна эстетика мира, а есть другая, и я
поворачиваю мир в сторону той эстетики, которая мне ближе.
Этот чисто иньский взгляд является очень хорошей защитой для
психотерапевта, в частности, потому, что если смотреть на клиента и его внешнюю
и внутреннюю жизнь с позиций зла, несовершенства и т. д., то их там можно
обнаружить сколько хочешь, и если начать с ними сражаться на материале психики
и жизни клиента, то добром это обычно не кончается. Поэтому априорное принятие
клиента и отношений, которые с ним складываются, тоже очень важный момент в
теме защиты психотерапевта. Он, терапевт, всегда несовершенен, он обязательно
совершает ошибки, где-то он грубовато себя ведет, чего-то не видит, иногда
вообще в лужу садится, но это все тоже является важным, существенным звеном
процесса исцеления клиента. При таком подходе и сам терапевт, и его отношения с
клиентом подстраиваются под главную цель терапии и перестают быть ей
антагонистичными. И тогда не возникает очень многих неврозов и переутомлений,
которые свойственны многим терапевтам.
А янская защита – это меч, которым вы протыкаете своего клиента
насквозь, или кувалда, которой вы его двигаете по голове, а потом лечите то,
что осталось. Тогда он на вас сразу уже не кинется. Способ не самый оптимальный,
но, к сожалению, весьма распространенный. И есть даже некоторые типы терапии,
которые имеют это в виду. Можно, например, сразу нагрузить пациента терминами,
которые ему совершенно непонятны, или имеют для него зловещий скрытый смысл –
это быстро ставит его в тяжелое положение.
Психология – это всегда скорее "как", нежели "что". И к этому очень
трудно привыкнуть. Все мы сознательно всегда смотрим на то, что происходит. А
опытный психотерапевт всегда смотрит на то, как это происходит, и видит очень
много обертонов и оттенков там, где обычный человек их не замечает. И это –
преимущество психотерапевта и основной инструмент для его работы.
Одна из проблем психотерапии заключается в том, что клиент, как правило,
нуждается в кардинальных переменах, но сам этого не видит и не имеет в виду.
Более того, обычно клиент вообще не знает, что ему нужно. Он приходит, потому
что его беспокоит симптом. А на какие жертвы он готов пойти ради того, чтобы от
этого симптома излечиться, он не знает. И вот со всем этим надо разбираться,
причем чаще всего получается многоэтапная последовательность взаимодействий в
паре терапевт-клиент. И терапевт должен иметь в виду, что на любом этапе
терапевтические сеансы могут прекратиться. И клиент может отказаться от
продолжения, и терапевт имеет право ему сказать: "Вы знаете, то, чего вы хотите,
с теми ресурсами, которые вы отпускаете на излечение, невозможно. Я с вами на
ваших условиях дальше работать не буду." Я думаю, это правильный подход.
Услышав эти слова, клиент, не обижаясь, уходит от данного терапевта и ищет себе
другого или пытается решить свою проблему сам. Таков, как мне представляется,
современный взгляд на этику отношений терапевта и клиента.
Цели терапии. Вопрос о том, каковы цели терапии, принципиально важен и
для терапевта, и для клиента. Например, З. Фрейд говорил так: "Я превращаю
невротиков в просто несчастных людей." Много это или мало? Когда как. Иногда
это очень много, иногда этого совершенно недостаточно. Опять-таки, этот вопрос
решается, как я считаю, путем диалога, путем определенного соглашения и, так
сказать, контракта, который заключается в каждом конкретном случае, и в нем
должны быть четко обозначены время лечения, границы взаимодействия и многое
другое.
Мироощущение психотерапевта. Поговорим немного о мироощущении и
мировосприятии терапевта. Это люди, у которых совершенно определенные акценты в
восприятии мира, и я хотел бы сказать несколько слов на эту тему.
Законы психики устроены по принципу: от частного к общему. Психика
чрезвычайно синтетична, она необыкновенна едина. Любой симптом, любое частное
проявление (болезненное или положительное) имеет за собой огромную программу
подсознания, которая вызвала его к жизни. Другими словами, всякий конкретный
симптом – это свидетельство некоторого общего стремления, потребности,
инстинкта. У З. Фрейда есть даже целая книга, она называется "Психоанализ
обыденной жизни", где он, не знаю, всегда ли добросовестно, но, по крайней мере,
довольно эффектно показывает, как не только оговорки и сны, но и все
конкретное поведение в обыденной жизни не случайно, а сильнейшим образом
|
|