|
траволечения включительно. У древних римлян символом Универсального Целителя
выступал бог-покровитель всего врачебного искусства Асклепий (у греков –
Эскулап). В каббалистической традиции его символизирует целительный змей
Уроборос, который изображался в виде змеи, которая кусает себя за хвост (это,
кстати говоря, один из символов Великой Богини-матери).
Идее целительства на качественном уровне соответствует идея
индивидуального подхода, то есть разработки способа лечебного воздействия,
специфического для данного индивидуума и учитывающего все его индивидуальные
особенности – это способ лечения, который всегда декларируется в медицине и
психологии и который осуществляется далеко не всегда, потому что во многих
отношениях легче разрабатывать и осваивать универсальные методы, то есть
пригодные для всех людей сразу, чем искать частные целительные приемы,
оптимальные для данного конкретного человека. Их, однако, в совершенстве знает
качественный аналог Универсального Целителя, настроенный на данного человека;
его я назвал индивидуальным ангелом-целителем.
А на предметном уровне у нас имеется конкретно-материальная целительная среда,
например, воздух, которым дышит человек, пища, которую он принимает, горчичники,
пилюли, очистительные мероприятия и, не в последнюю очередь, живой человек в
белом халате, который берется вас лечить (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Общая схема целительных взаимодействий на трех уровнях:
синтетическом, качественном и предметном.
Так вот, что такое целитель, психотерапевт в частности? Это человек, который
ощущает себя очень интимно связанным с левой половиной этой картинки. Понятно,
что у каждого человека есть целительная среда, которая для него благотворна, у
него есть ангел-целитель и где-то высоко наверху парит Уроборос, то есть
человеку покровительствует абстрактная целительная идея. Но у целителей все это
действует сильнее, чем у остальных людей. Они могут как бы накладывать свой
собственный целительский канал на других людей (то есть посылать им в помощь
своего ангела-целителя), им этого хочется и у них (иногда) это хорошо
получается. У прирожденного целителя есть внутреннее ощущение родства не только
со своим собственным индивидуальным прототипом, но и с Адамом Кадмоном как с
человеческим родом в целом; кроме того, временами он ощущает прямую связь с
Уроборосом.
Призвание психотерапевта. С чего начинается психолог-практик? Чаще всего
с того, что человек загорается необыкновенным интересом к другим людям, причем
они его интересуют не как одинаковые марионетки, которые могут для него что-то
делать; его интересует не сходство между ним и другими людьми (что для обычных
людей является критерием возможности взаимодействия), а, наоборот, различия
между людьми. Говоря на нашем языке, его интересуют индивидуальные прототипы,
он резко видит разницу между ними, и она его чрезвычайно привлекает. И тем из
окружающих, которых он воспринимает как несчастных и нуждающихся в помощи (а
таких оказывается большинство), он стремится помочь. Вот с этого, по-видимому,
начинается стихийный психотерапевт. И окружающие люди чувствуют его интерес к
ним, идут к нему и ему доверяют.
Важный признак, по которому вы можете определить, есть ли у вас дар
психотерапевта или нет, – это насколько другим людям трудно вам лгать, когда вы
на них внимательно смотрите. Если другие с легкостью вас обманывают, то это,
скорее всего, значит, что вы психотерапевтом быть не можете: ни стихийным, ни
профессиональным. Конечно, всякое в жизни бывает, но человеку, на которого вы
пристально смотрите и его внимательно слушаете, внутренне не должно хотеться
вас обмануть. У него, наоборот, должно возникать желание перед вами раздеться и,
какой бы он ни был безобразный и ужасный, в своем натуральном виде перед вами
предстать. Иногда то, что люди выливают на психотерапевта, воспринимается им
как ушат с помоями, но в то же время это знак доверия, знак нежелания обмануть.
Жизненная миссия психотерапевта обычно обнаруживает себя достаточно
рано, независимо от его конкретной профессии. И вместе с ней приходит ощущение
общности судьбы. Еще З. Фрейд обнаружил явление переноса (когда клиент свои
чувства к другим людям без существенных оснований начинает адресовать
психотерапевту) и контрпереноса, когда, наоборот, происходит проекция
внутренних переживаний терапевта на пациента. Так вот, эти явления, которые в
психоанализе традиционно воспринимаются как негативные, становятся для
истинного психотерапевта почти нормой. Он замечает, что на время терапии клиент
так или иначе входит в его жизнь, и между ними возникают весьма и весьма
интимные психологические отношения. Настолько интимные, что, например, в
Америке существует закон, что психоаналитик не имеет права вступать в
сексуальные отношения со своими пациентами не только во время психоанализа, но
|
|