|
соответствующими интонациями: жесткой, мягкой и чуть протяжной. И муж, в
принципе, отлично эти три интонации знает и реагирует адекватно. Получив первое
"нет", он отстает; получив второе "нет", он думает, стоит ему трудиться или не
стоит; а получив третье, он просит повежливее. Но если он невнимателен, если он
чем-то увлечен, он может перепутать. И тогда, соответственно, возникают
конфликты и неприятности.
Какой тут совет терапевта? Если эти конфликтные ситуации возникают раз от раза,
он посоветует данной семейной паре изменить способ коммуникаций, то есть
посоветует жене либо выражать модальность отрицания явно (что в бытовом общении
может быть очень неудобно), либо дать какую-то другую, не интонационную и более
отчетливую для мужа акцентуацию модальности своего отказа. А мужу он посоветует
быть более внимательным к своей жене, а также подумать на тему о том, насколько
его устраивает сложившаяся ситуация. Тогда этот способ манипуляции перейдет в
какой-то иной, который, скорее всего, будет устраивать пару больше. Но это
совершенно не означает, что конфликты между ними окончатся. Потому что, как я
вам уже говорил раньше, если есть некоторый устойчивый статус психологического
бытия семьи в целом, и в него включены какие-то конфликты, скандалы и т. п., то
от такого рода манипуляций внутренние проблемы никуда не исчезают, они только
чуть-чуть сдвигаются. А для того, чтобы они ушли, или чтобы человек перешел на
более высокий уровень развития, нужна тотальная переработка всего образа жизни,
включая мировоззрение. В наше время это, кстати говоря, не редкость.
Архетип человека и Универсальный Целитель. Что является защитой
психотерапевта? Я думаю, что в первую очередь это его мировоззрение в целом и
вера в свое особое жизненное предназначение, заключающееся в помощи другим
людям (может быть, не всем).
Я сейчас нарисую вам схему, которую я даю на своих целительских лекциях
и семинарах, и которая является совершенно универсальной при любом способе
взаимодействия с человеком. И если вы хотите лучше осознать, лучше понять себя,
вы должны каким-то образом идентифицироваться с той или иной стрелочкой в этой
схеме.
Все, что творится по образу и подобию чего-то, всегда проходит три фазы
проявления: синтетический образ, качественный образ и конкретный объект. В
качестве примера давайте рассмотрим процесс изготовления глиняного горшка. (Это
традиционный суфийский образ: горшечник – это Бог, а горшок – это человек.)
Итак, представим себе, что заказчик приходит к горшечнику и говорит:
"Мне нужен горшок". И начинается диалог. Горшечник спрашивает: "Какой тебе
нужен горшок? Что ты собираешься в нем варить? Какой он должен быть формы,
какой у него должен быть объем, должен ли он быть покрыт глазурью, сколько у
него должно быть ручек, или лучше обойтись вообще без них", – так идет
качественное уточнение первоначальной идеи заказа. Архетипом в данном случае
является идея горшка, то есть некоторый идеальный образ, который включает в
себя общие черты всех мыслимых бывших когда-то, существующих сейчас и возможных
в будущем горшков. На основании этого архетипа (то есть Горшка как абстрактной
идеи) создается индивидуальный прототип, характеризующийся набором качеств,
которыми должно обладать готовое изделие. Горшечник формирует для себя заказ на
качественном уровне: "Я должен сделать горшок шарообразной формы, с широким
горлом, объемом на семью из пяти человек, с одной ручкой и частично покрытый
глазурью в виде орнамента в широкой части горшка"; последнее описание и есть
описание индивидуального прототипа будущего сосуда. После этого происходит
непосредственное творение, то есть горшечник выбирает сорт глины, ее формует,
обжигает, покрывает глазурью – и вот объект, то есть готовый горшок, стоит и
ждет одобрения заказчика.
Таким образом, между синтетическим образом (архетипом) и конкретным
объектом есть еще промежуточный объект, являющийся качественным прообразом
конкретного объекта, то есть его индивидуальным прототипом.
А теперь подумаем о человеке. Что здесь является архетипом? Это общий
синтетический образ, по которому созданы все конкретные люди на Земле – в
каббалистической традиции он называется Первозданный Адам, или Адам Кадмон. Его
мы можем себе представлять как символ всего человечества, причем взятого в
динамике, в развитии, от зарождения человеческого рода до его исчезновения или
превращения в иное качество. Конкретным объектом в данном случае является
отдельный человек, состоящий из плоти и крови, а индивидуальным прототипом
служит тот же человек, но воспринимаемый не как состоящий из конкретных костей
и мышц, а на качественном уровне восприятия.
Что это значит? Это приблизительно то, как мы рассказывает друг другу о
своих знакомых. Мы всегда рассказываем именно об индивидуальном прототипе, то
есть о качествах, которыми обладает данный конкретный человек, и которые
отличают его от остальных людей (например: высокий, голубоглазый, широкоплечий,
кудрявый, добрый, ленивый).
Итак, мы рассмотрели три уровня проявления идеи человека: на
синтетическом (архетипическом) уровне это Адам Кадмон, на качественном –
индивидуальный прототип, а на предметном – конкретный человек из плоти и крови.
Однако человек, как и любой объект, находится в окружающей среде и время от
времени нуждается в ремонте. Поэтому, проектируя его, Бог предпринял
специальные усилия и создал (также трехуровневую) систему жизненной поддержки и
лечения столь сложного и любимого им создания.
На синтетическом (архетипическом) уровне Адаму Кадмону соответствует
идея Универсального Целителя. Это абстрактная идея, развитием и конкретизацией
которой являются все известные и пока еще неизвестные медицинские методы, все
способы и виды лечения человека, от психотерапии до хирургии, от массажа до
|
|