|
смысле, что он не хочет ей управлять. У него нет ни желания, ни возможности ею
управлять, то есть она неконтролируемая. Она носит творческий характер, то есть
она каждый раз немножко другая. Варьируемая. И еще во время этой агрессии
происходит личное самовыражение человека, то есть где-то в душе он немножко рад
этой агрессии, поскольку в тот момент, когда она приходит, он самовыражается в
том, как именно он агрессирует – можно сказать, что для него его агрессия –
творческая. Возможно, она окажется грубой и уж точно – не спланированной
заранее.
Теперь Взрослый – какая у него будет агрессия? Тут все другое. Прежде
всего, она управляема: волей, разумом; она осмысленна. Как говорят англичане,
месть – это блюдо, которое лучше всего в холодном виде. И здесь агрессия,
вероятно, будет в холодном виде. Она может быть осуществлена чужими руками,
опосредованно, например, когда человек специально формирует ситуацию или строит
обстоятельства таким образом, чтобы реализовать свою агрессию. Например,
женщина, желая проявить свою неприязнь к мужу, может подстроить обстоятельства
семейной жизни так, что в тот момент, когда он входит в квартиру после тяжелого
трудового дня, как бы случайно все дети орут, горшок не вынесен, на кухне горит
рыба, всюду мусор, грязная посуда и т. д. – это может быть неосознанная, но
совершенно Взрослая агрессия.
И, наконец, агрессия по типу Родителя. Какой она будет? Она может быть
ритуальной; ее рамки уже закостенели и не зависят от человека, он не может их
сдвинуть, так что всегда ведет себя однотипным образом. Я знаю семейные пары,
где стереотипные абсолютно идентичные агрессивные взаимные обмены с
колоссальным эмоциональным накалом идут изо дня в день в течение десятилетий.
Здесь агрессия вполне ритуализированная, и обычно с дополнительным тонким
смыслом. На этом я остановлюсь, а вы можете сами продолжить списки качеств этих
трех видов агрессии.
И что же делает трансактный терапевт? Он обратит внимание человека, на
то, что испытываемое им чувство вины относится, скажем, к Родительской ипостаси
его личности. Пусть его вина иррациональна, и ничего он с ней сделать не может,
но раз она идет от предков, от прошлых воплощений – разделите эту вину с ними.
Это виноват весь ваш род в целом. Это не ваша личная вина, а вина вашего рода,
вашей семьи. И ваша задача – искупать ее постепенно. Так, например, в Индии
есть каменный храм в скале, который строится одной семьей 150 лет, то есть его
строят три поколения этой семьи. Представьте себе свою вину, найдите себе место
в процессе ее искупления (например, отнесите себя ко второму поколению),
поймите и прочувствуйте, что этот процесс завершат ваши дети. Войдите в родовой
эгрегор, расположитесь там покомфортней, будьте адекватны.
Если испытываемая клиентом вина переживается им в ипостаси Взрослого,
можно попробовать поменять ипостаси личности. "Вы слишком рациональны, вы
слишком конкретно мыслите себе свою вину, – скажет психотерапевт, – попробуйте
ощутить вашу вину как творческое состояние, войдите вместе с ней в ипостась
Ребенка".
Кроме того, терапевт может заметить несоответствие ипостасей личности,
которые переживают вину и агрессию. Например, вполне может оказаться, что вина
клиента имеет Родительский характер, а агрессия идет в ипостаси Ребенка.
Терапевт может сказать: извините, где мы едем? Если ваша вина ритуальная, то
пусть агрессия тоже будет ритуальной. Давайте выработаем ритуал, давайте введем
вашу агрессию в догматические рамки.
Конечно, в реальной терапии не так все это просто, как я сейчас это
излагаю, но как модельный пример это описание вполне годится. Значит, в нашей
универсальной схеме первичная диагностика – это определение характера ипостаси
личности по эмоциям. Далее следует теоретический анализ – в данном случае
теория (то есть трансактный анализ) говорит, что если есть какое-то качество,
которым обладает одна ипостась личности, то есть определенные способы перевода
этого качества на другие ипостаси, и есть кроме того, способы согласования
разных ипостасей в разных сюжетах. Это нам предлагает теория. Имея в виду
теорию (и глядя на пациента), терапевт составляет план воздействия, после чего
производит психокоррекцию. Например, он предлагает клиенту такую игру:
представьте себе, что вот я (терапевт) – тот человек, перед которым вы
испытываете вину, а вы поменяйте привычную ипостась личности. Они садятся рядом
и проигрывают соответствующую ситуацию. А потом клиент становится в роль жертвы
агрессии, и т. д.
А теперь у меня вопрос к аудитории. Ясен ли вам этот пример? Мне
интересно мнение зала, возникли ли у вас какие-то личные ассоциации? У каждого
человека есть чувство вины, которое его не очень тревожит, а есть проблемное.
Есть агрессия, которая не очень его затрагивает, а есть недопустимая, и по
этому проблемная. Вот подумайте, к какой ипостаси личности относится ваше
проблемное чувство вины, и к какой – ваша проблемная агрессия.
Спасибо за внимание. До свидания.
Лекция 2
ПCИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ
Здравствуйте, дамы и господа!
Я рад вас приветствовать! И сегодня, как и в прошлый раз, я вам
|
|