|
(стхити), разрушение (сам-хара), сокрытие (тиробхава) и милость (ануграха). Это
деятельность, соответственно, Брахмы, Вишну, Рудры, Махешвары и Садашивы.
В пятислоговой мантре (паньчакшаре) «Намах Шивайя», «на» — это скрывающая
сила Господа, которая заставляет душу развиваться в мире, «ма» — узы,
удерживающие ее в кругу смертей и рождений (колесе сансары), «ши» — символ
Господа Шивы, «ва» обозначает Его милость, и «йа» — это душа. Если душа
испытывает влечение к «на» и «ма», то она погрязнет в мирском. Если она
ассоциирует себя с «ва», она будет двигаться к Господу Шиве.
Слушание про лилы Господа Шивы и значение панъ-чакшары есть шравана.
Размышление о смысле паньчак-шары—манана, или чинтана. Воспитание любви к
Господу и преданности Ему, а также медитация на Него есть Шива-дхьяна.
Погружение в Шивананду есть ништха, или самад-хи. Достигший этой стадии
именуется дживанмуктой.
ПАТИ-ПАШУ-ПАША
Пати — это Господь Шива. Цель всех Вед и Агам — в толковании концепций
Господа (Пати), связанных душ (пашу) и уз (паша). Господь Шива — бесконечный,
вечный, не имеющий подобного Себе. Он не подвержен изменениям и неделим. Он
заключает в Себе знание и блаженство. Он движет разумом всех существ. Сознание
не может постичь Его, а слова — описать. Он — конечная цель всего существующего.
Он — меньше наименьшего и больше величайшего. Он — Самосияющий, Самосущий, Сам
в Себе, Он наслаждается Собой.
Пашу — это индивидуальные души, увязнувшие в трясине сансары. Для
совершения своих добрых и злых деяний они приобретают тела и в соответствии с
природой своей кармы рождаются как высшие или низшие существа. Пожиная
нескончаемые плоды своей кармы, они совершают благородные или порочные поступки,
бессчетное количество раз умирая и рождаясь. Наконец, они обретают милость
Господа Шивы благодаря своим похвальным деяниям, и их невежество рассеивается.
Они достигают спасения и становятся едиными с Господом Шивой.
Паша — это узы. Сеть этих уз состоит из авидьи (ана-ва-малы), кармы и майи.
Анава-мала — эгоизм. Этот порок возникает из присущего душе ложного понятия
конечности. Душа воображает себя конечной, сводящейся к телу, обладающей
ограниченным знанием и силой. Она ложно идентифицирует себя с бренным телом и
ошибочно принимает тело за свою реальную сущность. Она забыла божественную
природу, которая составляет эту сущность.
Карма — причина существования тела, многочисленных телесных переживаний,
рождений и смертей. Она не имеет начала. Она — причина слияния сознательной
души с бессознательным телом. Она — помощница авидъи. Ее производят мысль,
слово и дело. В образе добродетели и порока она порождает наслаждение и боль.
Она скрыта и невидима (адришта). Она существует во время творения и погружается
в свое основание — майю — во время пралайи. Она не может быль разрушена, но
должна исчерпать свои результаты.
Майя— материальная причина мира. Она не обладает сознанием (разумом),
вездесуща, неуничтожима. Она — источник, семя мира. Четыре категории (тану,
карана, бхувана и бхога) возникающие вместе с телами, вырастают из майи. Она
пронизывает все, во что развивается, и искажает души, подчиненные карме. Во
время пралайи она — основное прибежище всех душ. Вообще она — сеть, связывающая
их. Все процессы в ней происходят благодаря оживляющему влиянию Господа Шивы.
Подобно тому как стебель, лист и плод вырастают из семени, вся вселенная, от
калы до земли, вырастает из майи.
Истинный нада, корень звука, эволюционирует из чистой майи волей Господа
Шивы. Из нады вырастает истинный бинду. В нем зачинается истинный Садашива и
порождает Ишвару. Шуддхавидья развивается из Ишвары. Мир берет начало в бинду и
развивается в различные формы.
САДХАНА
Человек, освободившийся от эгоизма, развивает любовь и преданность Господу
Шиве. Чарья, крия, йога и джняна — это четыре садханы или четыре ступени,
ведущие к уничтожению эгоизма и достижению Господа Шивы. Возведение храмов,
уход за ними, плетение цветочных гирлянд, воспевание хвалы Господу, возжигание
светильников в храме, устройство цветочных садов — все это чарья. Крия — это
совершение пуджи, арчан. Йога — обуздание чувств и созерцание внутреннего света.
Джняна — понимание истинного смысла категорий Пати, пашу, паша и единение с
Шивой путем постоянной медитации на Него после того, как три малы (анава —
эгоизм, карма — деяние и майя — иллюзия) удалены.
Почитание всепроникающего, вечного Высшего Бытия (в Его внешних
проявлениях) называется чарья. Посвящение, необходимое для этого — самайя-дикша.
Почитание космической формы Вечного Повелителя вселенной, внешнее и внутреннее,
именуется крией. Внутреннее поклонение Ему как лишенному форм — это йога.
Вишеша-дикша — инициация, необходимая для крии и йоги. Джняной называется
непосредственное постижение Господа Шивы с помощью джняна-гуру. Ведущая к нему
инициация — нирвана-дикша.
Обучающийся должен освободиться от трех видов малы (анавы, кармы и майи).
Лишь тогда он станет единым с Господом Шивой и насладится Шиванандой. Он должен
полностью уничтожить свой эгоизм, освободиться от уз кармы и разрушить майю,
являющуюся основой всех загрязнений.
Гуру (духовный наставник) сущностно важен для достижения окончательного
освобождения. Шива полон благодати. Он помогает обучающимся. Он проливает дождь
Своей милости на тех, кто почитает Его с верой и преданностью и кто имеет в
Него веру, подобную вере ребенка. Сам Шива — Гуру. Милость Шивы — путь к
|
|