|
Ардханаришваре. Затем Господь Шива сотворил из Своего тела Богиню по имени
Парама-шакти. Брахма сказал Богине: «Из своего ума я не мог производить
существа. Хотя дэвы и были сотворены мной, но они не могут размножаться.
Поэтому я хочу, чтобы существа размножались в результате связей друг с другом.
До сих пор, прежде, чем Ты появилась, бесчисленное множество раз я пытался
сотворить существо женского пола. Посему, о Деви, будь милостива, прими
рождение как дочь моего сына Дакши».
УЧИТЕЛЬ МИРА
Самым благим и полезным из деяний, которые Господь Шива совершает для людей,
является передача Им миру знания йоги, бхакти и джняны. Он благословляет тех,
кто заслуживает Его милости и не может без нее вырваться из сансары. Он не
только Учитель мира, но также и совершенный пример дживанмукты (святого
мудреца). Он поучает действиями Своей повседневной жизни.
ПАШУПАТА-ЙОГА
Объединение своего Я (с помощью контроля над чувствами) с истинной
Шивa-mammвoй есть подлинное нанесение бхасмы, потому что Господь Шива Своим
третьим глазом мудрости превратил страсти в пепел. Следует медитировать на
пранаву при помощи джапы. Усердно практикуя, можно достичь настоящей джняны,
йоги и бхакти. В сердце находится десятилепестковый лотос. В нем — десять нади.
Это — обиталище дживатмы. Эта джи-ватма в скрытой форме обитает в уме, это
читта или сам пуруша. Регулярно занимаясь йогой под руководством гуру,
практикуя бесстрастие, справедливость и равное ко всем отношение
(беспристрастность), можно подняться по дашагни-нади (раскрыть его) и таким
образом достичь луны. Удовлетворенная тем, что садхака регулярно занимается
йогой и очищает нади, луна постепенно достигает полнолуния. Так садхака
превосходит состояние сна и бодрствования и путем медитации полностью погружает
себя самого в состоянии бодрствования в тот объект, на который он медитировал.
Глава III. Философия шайва-сиддханты
ШИВА И ТАТТВЫ
Сатьям Шивам Шуддхам Сундарам Кантам.
Философская система шайва-сиддханта — это квинтэссенция веданты. Она
преобладала в Южной Индии еще в дохристианский период. Центрами школы
шайва-сиддханты являются Тиннельвелли и Мадурай. Шиваиты разработали особую
философию, известную как шайва-сиддханта, примерно в одиннадцатом веке н.э.
Именно шиваизм весьма популярен в Южной Индии. Эта религия конкурирует с
вайшнавизмом.
«Тирумантирам», произведение Тирумулара, является фундаментом, на котором
возводилась вся позднейшая структура философии шайва-сиддханты. Двадцать восемь
шиваитских Агам и гимны шиваитских святых — это основные источники южного
шиваизма.
В книгах по шиваизму упоминаются четыре школы: лакулиша-пашупата, вирашайва,
пратьябхиджня и расешвара.
Господь Шива — Высшая Реальность. Он вечен, лишен форм, независим, вездесущ,
Он — безвременный, безначальный, беспричинный, непорочный, Самосущий, Он вечно
свободен и вечно чист. Над Ним не властно время. Он — бесконечное блаженство и
бесконечный разум.
Шакти Господа Шивы пронизывает весь мир. Он управляет Своей Шакти. Она —
разумная энергия Господа. Она составляет само тело Господа Шивы. Горшечник
является первопричиной горшка. Палка и гончарный круг — инструментальные
причины. Глина — материальная причина горшка. Точно также Господь Шива —
первопричина мира, Шакти — его инструментальная причина, майя — материальная
причина.
Господь Шива — Бог любви. Его благодать безгранична. Он — спаситель и гуру.
Он постоянно освобождает души из плена материи. Из любви к человечеству Он
принимает образ гуру. Он желает, чтобы все познали Его и достигли блаженной
Шивапады. Он следит за деятельностью индивидуальных душ и помогает им в
продвижении по пути.
Шайва-сиддханта насчитывает 36 таттв, 24 из которых известны как
атма-таттвы, 7 — видья-таттвы и последние 5 — Шива-таттвы. 24 атма-таттвы — это
5 элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля), 5 тан-матр (звук,
прикосновение, форма, вкус и запах), 5 органов чувств (ухо, кожа, глаз, язык и
нос), внутренний орган, 5 органов действия (речь, рука, нога, анус и детородный
орган), а также ахамкара, буддхи и гуна. 7 видья-таттв — это пуруша,
рага(лю6овь), видья (знание), калаа (часть), нияти (порядок), каала (время) и
ашуддха-майя (нечистая майя). 5 Шива-таттв: Шуддхавидья, Ишвара, Сада-шива,
Шакти и Шива.
Майя сначала развивается в тонкие причины, и затем — в грубые. Благодаря
видье индивидуальная душа испытывает наслаждение и боль. Шива-таттва — основа
любого сознания и действия. Это — недифференцированная (нишкала) шуддха. Шакти
Шивы, майя, начинает действовать. Тогда Шива становится воспринимающим и
именуется Садашивой (или Садакхьей), который в действительности неразделен с
Шивой. Шуддхамайя становится активной. Тогда Шива, воспринимающий, превращается
в Правящего. Тогда Он — Ишвара, в действительности неотделимый от Садашивы.
Шуддхавидья — причина истинного знания.
Пять действий (паньча-крия) Господа — это творение (сришти), сохранение
|
|