|
Брахман. Он неподвержен наслаждению и страданию, добру и злу. Его нельзя
увидеть глазами, но возможно осознать Его в сердце с помощью преданности и
медитации.
Будучи тождественным Своей Силе, Он также является Высшим личностным Богом.
Тогда Он — всемогущий, всеведущий, действующий Бог. Он танцует в состоянии
глубочайшего восторга, и ритм Его движений творит, поддерживает и разрушает.
Он уничтожает все узы, сковывающие Его преданных, всю их ограниченность и
печаль. Он — податель мукти (окончательного освобождения). Он — вселенское Я.
Он — подлинная Самость всех существ. Он обитает в местах сожжения, во владениях
мертвецов, тех, кто умер для мира.
Дживы и мир проистекают из Него, существуют в Нем, поддерживаются и
отторгаются Им, и в конце концов погружаются в Него. Он — опора, источник и
субстрат всего мира. Он — воплощение Истины, Красоты, Благости и Блаженства. Он
— Сатьям, Шивам, Шубхам, Сундарам, Кантам.
Он — Бог богов, Дэва-Дэва. Он Махадева — Великий Господь. Он — Бог,
порождающий все живое (Праджа-пати). Более всех прочих божеств внушающий
чувство благоговейного ужаса, Он — Рудра, держащий тришулу (трезубец) в Своей
руке. Он — Ашутоша, Тот, Кого весьма легко удовлетворить. Он доступен для всех.
Даже неприкасаемые чандалы и невежественные крестьяне могут достичь Его.
Он — источник всякого знания и мудрости. Он — совершенный йогин и муни.
Вместе с Умой, Своей преданной Супругой, храбрым военачальником Господом
Субрахма-ньей, сильным и отважным, и Господом Ганешей, устранителем всех
препятствий, составляя совершенное семейство, Он является совершенным его
главой.
САДАШИВА
В конце пралайи Всевышний Господь помышляет о воссоздании мира. Тогда Он
известен под именем Садашива.
Он есть первопричина творения. Творение исходит от Са-дашивы. В
«Ману-смрити» Он именуется Сваямбху. Садашива непроявлен, Он уничтожает тамас,
порожденный пралайей, и сияет как самосияющий свет, вызывая к бытию пять
первоэлементов и все прочее.
В «Шива-пуране» говорится, что Шива — вне Прак-рити и Пуруши. Шива —
Махешвара. Он — «Созерцатель, Благодетель и Кормилец всех существ», говорится в
Гите («Упадраштануманта ча бхарта бхокта махешварах»).
Махешвара направляет процесс творения согласно Своей воле и желанию. Шрути
говорят: «Майам то прак-ритим виддхи майинам ту махешварам». Познайте пракрити
как майю и Махешвару как повелителя майи, или пракрити. Шакти Шивы действует
двумя различными образами: мула-пракритик дайви-пракрити. Мула-прак-рити — это
anapa-пракрити, из которой развиваются пять элементов и другие видимые объекты,
а также ан-тахкарана. Пара-пракрити—это чайтанья-шакти, которая преобразует
anapa-пракрити и дает ей имя и форму. Anapa-пракрити есть авидъя (неведение), а
пара-прак-рити есть видья (знание). Господь Шива распространяет и контролирует
эти две пракрити.
Шива отличен от Брахмы, Вишну и Рудры как Своих более низших проявлений.
Господь Шива есть Господь бесчисленных кроров брахманд (миров). Ишвара в
единении с майей по велению Господа Шивы производит Брахму, Вишну и Рудру
соответственно из раджа-, саттва-, и тамо-гуны. Брахма, Вишну и Рудра
составляют мировое Триединство.
Между тремя составляющими этого Триединства — Брахмой, Вишну и Рудрой — нет
различия. По повелению Махешвары они выполняют действия творения, сохранения и
разрушения мира. Три эти Божества трудятся совместно. У них одно видение и одна
определенная цель в творении, сохранении и разрушении видимой вселенной имен и
форм. Тот, кто считает этих трех Богов отдельными и различными, по утверждению
«Шива-пураны», определенно является демоном или злым духом.
Махешвара, Господь, находящийся вне трех гун, имеет четыре аспекта: Брахма,
Кала, Рудра и Вишну. Шива — основа всех четверых. Он также является основой
Шакти. Следует различать Шиву и Рудру как часть Триединства. Хотя Рудра один,
но, в зависимости от выполняемых им функций, Он считается имеющим одиннадцать
различных форм.
Первый из ликов Шивы предается криде (игре), второй совершает аскезу,
третий уничтожает (растворяет) мир, четвертый защищает живущих и пятый, являясь
чистым знанием, распространяет Свою мощь на всю вселенную. Он — Ишана, Творец и
Покровитель всех существ, обитающий внутри них.
Шива в Своей первой форме наслаждается пракри-ти как кшетраджня-пуруша. Во
второй форме Он — Татпуруша, покоящийся в саттва-гуне, обитающий в
бхогья-пракрити, форме пракрити, предназначенной для Его наслаждения. Третья
форма — Гхора, обитающий в восьмислоином буддхи как дхарма и т.д. В четвертой
форме Он — Вамадева, обитающий в ахамкаре, в пятой форме — Садьоджата,
главенствующее Божество ума. Восемь форм Шивы — это Шарва, Бхава, Рудра, Угра,
Бхима, Пашупати, Ишана и Махадева; их места обитания, соответственно — земля,
вода, огонь, воздух, эфир, кшет-раджня, солнце и луна.
АРДХАНАРИШВАРА
Верша творение с помощью своего ума, Брахма был неспособен создавать и
производить на свет существа. Для того, чтобы овладеть способами творения, он
стал совершать тапас. В результате его тапаса в уме Брахмы пробудилась
Адья-шакти. С ее помощью Брахма стал медитировать на Трьямбакешвару.
Удовлетворенный совершенным Брахмой покаянием, Господь Шива явил Себя в форме
Ардханаришвары (наполовину мужской, наполовину женской). Брахма произнес хвалу
|
|