|
— думает душа. Она забывает, что едина с Шивой и что без Шивы мир абсолютно
нереален.
Пратьябхиджня (распознавание реальности) — все, что требуется для
окончательного освобождения. Когда душа познает, что она — Бог, она покоится в
вечном блаженстве единства с Богом. Когда исчезает воображаемая двойственность,
освобожденная душа сливается с Шивой, как вода с водой или молоко с молоком.
В восьмом веке н.э. Васугупта записал «Шива-сутру» и обучил ей Каллату.
«Шива-дришти», написанная Сома-натхой, по своим достоинствам может быть
приравнена к «Тирумантираму» Тирумулара. «Спанда-карика» Васугупты,
«Шива-дришти» Соманатхи (930 г. н.э.), «Парамартха-сара» и
«Пратьябхиджня-вимаршини» А6хинавагупты, «Шива-сутра-вимаршини» Кшемараджи— вот
некоторые из значительных трудов этой школы.
Они также принимают в качестве авторитета Шива-агамы и писания школы
шайва-сиддханта2. Они модифицируют их в духе адвайты Шанкары3. «Шива-дришти»
Соманатхи, «Пратьябхиджня-сутра» Утпалы и труды Абхинавагупты утверждают
недвойственность.
1 Это мнение Свами Шивананды не вполне соответсвует действительности. На
самом деле философия кашмирского шиваизма признает понятия кармы, майи и
пракрити, наделяя их толкованием, несколько отличающимся от учений веданты и
шайва-сиддханты. (прим. редактора).
2 Писания шайва-сиддханты в кашмирском шиваизме признаются авторитетными
лишь по мере того, как согласуются с его собственным каноном священных текстов
(прим. редактора).
3 Несмотря на то, что философия кашмирского шиваизма традиционно считается
монистической (из-за чего ее нередко ошибочно отождествляют с монизмом Шанкары),
все же она серьезно отличается от адвайта-веданты Шанкары. Более того,
шиваитские учителя и теологи Кашмира всегда активно критиковали взгляды Шанкары
и его последователей, что отражено в литературе кашмирского шиваизма. Учение о
недвойственности Высшей Реальности в кашмирском шиваизме носит откровенно
тантрический характер (например, мир считается реальным, а не иллюзорным) и с
адвайта-ведантой имеет больше различий, чем общего (прим. редактора).
Глава VIII. Господь Шива и Его лилы
ГОСПОДЬ ШИВА И ЕГО ЛИЛЫ
Шива известен под именем Гириша, так как Он — Властелин горы Кайласы.
Шиву называют Трьямбака, потому что на лбу у Него находится третий глаз,
глаз мудрости (джняна-чакшус).
Слово «Хара» произведено от корня хру (забирать) и суффикса «ати», ибо Он
удаляет (харати) все несчастья. Хара означает «Тот, Кто в период растворения
(пра-лайи) втягивает мир внутрь Себя».
В руках Шива держит парашу (секиру) и лань. Две другие Его руки сложены в
вара- и абхайя-мудры. Лань в данном случае обозначает Брахму. Шива обладает
большой властью. Он контролирует даже Брахму.
ТРИПУРАРИ
Шива уничтожил асуров, обитателей Трипуры. Он разрушил Трипуру, три города
асуров, которые зодчим Майей были построены из золота, серебра и железа. Сделав
эти три города своей крепостью, асуры угнетали всех, кто поклонялся богам. Шива
именуется Трипурари, потому что Он уничтожил этих асуров и три города Трипуры.
ШИВА-ДЖЬОТИ
Однажды Брахма и Вишну поспорили, кто из них более велик. Дабы посрамить их
гордость, Шива явил Себя в форме Бесконечного Столпа Света (Джьоти), яростно
пылающего Лингама. Брахма и Вишну принялись измерять этот Столп Света, но их
старания были бесплодны.
НИЛАКАНТХА
Во время пахтания океана возник ужасный яд. Чтобы спасти мир, Шива
проглотил его. От этого на Его горле появилось синее пятно. Поэтому Его
называют Нилакантхой (Синегорлым).
РАВАНА И ШИВА
Демон (ракшаса) Равана был великим преданным Господа Шивы. Каждый день он
приходил на гору Кайласа, чтобы совершить поклонение Господу. Это весьма
утомляло его. Он замыслил перенести всю гору в свое жилище в Ланке, чтобы
избавить себя от каждодневного путешествия к Кайласе. Когда он начал поднимать
гору, та затряслась. Парвати, супруга Шивы, очень испугалась. Она обняла
Господа. Шива придавил Равану пальцем Своей ноги и сбросил его в нижний мир.
ХАРИ И ШИВА
Каждый день Хари совершал поклонение Шиве, собирая для этого тысячу цветов
лотоса. Как-то раз Ему не хватило одного лотоса. Чтобы дополнить число до
тысячи, Он вырвал Свой собственный глаз. Весьма довольный такой преданностью,
Шива даровал Вишну диск, сударшана-чакру. Эта та самая сударшана-чакра, с
которой Вишну никогда не расстается. Сам по себе этот диск есть воплощение
преданности.
ДАР БРАХМЫ
|
|